«У меня трое детей, я сейчас безработный, неподъёмный такой штраф. Сейчас на бирже пока», — говорит Олег Байков, которому выписан штраф. До первого октября прошлого года Байков работал охранником в магазине алкогольных напитков. С тех пор он безработный.
Но в конце июля Государственная инспекция данных выписала мужчине штраф — 500 евро. Причиной стали публикации в социальных сетях фотографий премьера Кришьяниса Кариньша. На них премьер без маски на лице делает покупки в алкогольном магазине. Похоже, что это снимки камер наблюдения магазина. Публикация была сделана в конце ноября.
«Поделился в группе у себя фотографиями. Ну, мне прислали, я поделился в группе. Это было ещё под Новый год где-то. Я им написал всё, как было. Я уже не работаю там давно», — поясняет Олег. По его словам, на момент, когда публикации появились, он охранником в магазине, где и были сделаны снимки, уже не работал.
«Просто удалил, когда уже начальник бывший позвонил и говорил, что появились фото. Ну у меня автоматическое одобрение в группе. — Кто прислал? — Я объяснил, всё написал. — Кто, можете сказать? — Там Максим Баранов какой-то».
Но расследование Госинспекции данных говорит о другом. Фотографии появлялись на разных профилях в социальных сетях, но профили были связаны друг с другом, поясняет замдиректора инспекции Ласма Дилба: «Была информация о нескольких случаях, когда незаконно добытая информация была опубликована в социальных сетях. Фотографии были опубликованы с нескольких как бы разных профилей. Однако истинный владелец у них один. Вычислить это несложно. Можно посмотреть IP-адрес».
Премьер Кариньш по поводу фотографий объяснялся следующим образом: снимки были сделаны летом, тогда ношение масок не было обязательным. Это подтвердилось и во время расследования инспекции. Там отметили, что день, когда физически были сделаны снимки, совпал со днем смены Олега Байкова. У него ещё есть право оспорить решение об административном штрафе.
«Это первоначальное решение. У человека, призываемого к административной ответственности, есть право оспорить это решение. Он может обратить внимание на обстоятельство, смягчающее вину, или выразить сожаление о содеянном. Признание вины говорит о том, что человек хочет исправиться и больше не будет совершать таких нарушений. Это всё ещё надо оценивать», — сказала Ласма Дилба.
Штраф госинспекция выписала исключительно за незаконное использование личных данных — в данном случае изображения премьера на видеокамерах. Все охранники перед началом работы подписывают документ о защите данных и обязуются в том числе и не распространять записи с видеокамер.