"У меня начались неприятные симптомы и дискомфорт в левом подреберье - иногда в этом месте появлялась отечность, иногда все становилось твердым, как камень, и давило на ребра. В последнее время ощущаю также давление в голове - ощущение, будто звездочки в глазах мелькают. Под глазами синие круги, даже если хорошо высплюсь, часто бывает чувство усталости", - описывает свои ощущения Майя.
Женщина обратилась с этими жалобами к семейному врачу, тот отправил на ультрасонографию, где пришлось ждать в очереди 8 месяцев, чтобы попасть на обследование за госсчет. Платно можно попасть хоть завтра - за 90 евро. Таких денег у Майи нет, поэтому волнение усиливается: "Я открыто сказала медработникам, что могу так и умереть, стоя в очереди на обследования. Пойти за деньги не могу себе позволить, поэтому остается лишь ждать и надеяться, что хуже не станет".
На одном из визитов у семейного врача Майя спросила, не нужно ли сдать кровь на анализ, может быть, он что-то покажет, и получила ответ, что в этом нет надобности.
"Я уже из своего опыта общения с медиками ощутила, каково это, когда один врач отправляет к другому, а в конце говорят, что я всего-навсего симулянтка, потому что ничего плохого не обнаруживается. Так что и на УЗИ, назначенное 8 месяцев спустя, особых надежд не возлагаю - наверняка это будет означать лишь то, что мне придется записаться еще к целому ряду врачей и стоять в очереди к ним".
Увы, это не единственная история такого рода в семье Майи. Ее папа некоторое время назад попал в больницу после микроинсульта. Его вскоре отпустили домой, выдав целую кучу направлений. Чувствовал он себя плохо, ждать долго в очередях показалось опасно, так что он наскреб денег на платные услуги.
"Оказалось, что у него было несколько инсультов, в сердце образовалось обызвествление. Необходмы операции на сердце и на голове, они стоят 2000-5000 евро. А в очереди за госсчет надо ждать 2 года. Хоть бы папа еще столько прожил! Часто слышу от него пессимистические раздумья о том, что произойдет раньше - смерть или операция".
Тетка Майи несколько лет назад встала на очередь - ей требовалась операция на сердце, которая из-за пандемии была отменена, хотя была очень важной для жизни. К сожалению, тетка операции так и не дождалась и умерла.
Майя волнуется: "Мне всего 27 лет, мне больно от ощущения, что врачи не спасают жизни, так как часто им все равно. Нас в Латвии меньше 2 миллионов жителей, если хотя бы половина из нас однажды соберется у здания правительства и будет не кричать, что надо распустить Сейм, а просто просить о нас позаботиться, может быть, тогда что-то изменится?"