Бытует мнение, что война в Украине выгодна Китаю — в геополитическом и в первую очередь экономическом смысле. Испытывающая давление санкций Россия в перспективе может превратиться в «сырьевой придаток» Китая, прозвучало в передаче.
«С точки зрения энергоресурсов в Китае, РФ может наращивать поставки в Китай, тем более что все условия есть, строятся магистральные газопроводы... Сейчас проектируется газопровод через Монголию. Предполагаются поставки до 50 млрд кубометров в год. Китай может добиться для себя более выгодных условий.
С другой стороны, нынешняя ситуация приводит к тому, что растут цены на нефть. Ведь РФ — одна из крупнейших мировых производителей нефти. И поэтому мировые цены оказывают определенное давление на Китай и страны общего потребления, на обеспечение ими новых темпов экономического роста.
Помимо этого, конечно, Китаю придется учитывать геополитические риски, потому что Китай пытается развивать отношения и с Евросоюзом, так что ему неизбежно нужно искать какие-то компромиссы».
Пока Китай уклоняется от того, чтобы прямо выступить за какую-то из воюющих сторон, прозвучало в передаче. По оценке Ковачича, Китай оказался в ситуации, когда когда ему приходится искать баланс, а сделать какой-то четкий выбор он себе позволить не может:
«Потому что с одной стороны Китай не может полностью поддержать действия РФ, ведь это противоречит даже некоторым его политико-этическим установкам, в том числе о вмешательстве во внутренние дела (в контексте Китая это тайваньский вопрос). Китай не допускает никаких внешних вмешательств в эту проблему. И соответственно, если Китай открыто и безоговорочно поддержит действия России — это будет противоречить его политическим установкам по тайваньскому вопросу.
С другой стороны, Китай не может Россию порицать — в смысле присоединения к западным санкциям. Потому что это означало бы испортить отношения со страной, с которой у него, во-первых, тесные экономические связи, и во-вторых, достаточно серьезные политические связи, в-третьих, протяженная общая граница... И дело даже еще и в том, что Китай опирается на политическую поддержку России в противостоянии со своим главным геополитическим соперником — Соединенными Штатами Америки.
Поэтому я считаю, что в ближайшее время Пекин будет стараться придерживаться политики неопределенности именно по украинскому вопросу».
На вопрос, что могло бы побудить Китай занять более определенную позицию, Ковачич ответил — трудно сказать:
«Потому что мы видим, что даже то, что происходит с его собственными гражданами в Украине, не повлияло на собственное видение и позицию Китая! Мне кажется, сейчас преждевременно спекулировать на эту тему. Всё неопределенно пока что».