Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Суббота, 27. Июля Завтра: Dita, Marta

Латвия в «войне санкций» с Россией. И кому от этого хуже?

Вот уже почти год, как Латвия активно участвует в "войне санкций" с Россией. И кому от этого хуже?

Удивительно, но многие местные производители и вообще бизнесмены… поддерживают экономические санкции против России, хотя по ним же это и бьет в ответ. По крайней мере, так полагает президент Латвийской ассоциации торговцев, советник Европейской комиссии по торговым делам Хенрик ДАНУСЕВИЧ. Но сколько наша страна уже потеряла из–за войны санкций? По кому пришелся основной удар? Какие предприятия станут закрываться одно за другим — все больше с каждым днем? Об этом "ВЕСТИ" и побеседовали со специалистом…

Молоко, наверно, не скиснет

— Кто в Латвии особенно пострадал из–за "войны санкций" с нашим соседом?

— Логично, что самый сильный удар пришелся по малым и средним предприятиям. У них немного средств, и им всегда дорога была любая возможность продавать товар. У крупных предприятий (особенно если они входят в международные концерны) огромный ресурс и возможности: им закрыли один рынок, так они больше товара перекинули на другой, снизили там цены и торгуют, как и прежде, очень успешно. У малых и средних предприятий нет возможности делать такие маневры.

Но сейчас Министерство экономики Латвии пошло навстречу производителям: будет помогать выходить даже на отдаленные рынки. Вскоре появятся специальные представители в разных странах — от организаций производителей и торговцев. Если производитель едет встречаться с покупателем или участвовать в целевой выставке, то государство компенсирует расходы на 50–70 процентов. Вот вы, например, выпускаете сыры и отправляетесь в Казахстан на переговоры о продаже продукции — и вам частично возмещают расходы. Можно ездить и самому, и от Латвийской ассоциации торговцев (что мы и предлагаем!).

— Пару недель назад в СМИ прозвучала информация, что запросто может накрыться чуть ли не вся молочная отрасль. Латвийский союз производителей молока заявил: в отрасли катастрофическая ситуация, предприятия могут начать закрываться одно за другим — и из–за ответных санкций России, и из–за перепроизводства и снижения закупочных цен на продукцию…

— Не вижу признаков того, что вся молочная отрасль в Латвии пропадет. На днях мы встречались в Министерстве земледелия с Союзом молочников и говорили об этом… Но поддерживать отрасль надо! Торговля идет навстречу производителю. В министерстве согласовали схему. За поставку продукции, срок реализации которой 20 дней, торговцы будут рассчитываться в течение 30 дней.

А откуда пошла информация, что молочная отрасль может обанкротиться, — не знаю. Возможно, связано с отдельными неудачами на рынке: например, "Даугава" обанкротилась. Но в том, что касается "Даугавы", все неоднозначно. Одно дело — производить качественный продукт, другое — по какой цене его продавать. Рынок не изолирован, есть такое понятие, как конкуренция. Можно, конечно, продавать свою продукцию из расчета на людей с очень высокой покупательной способностью, но их в Латвии, как вы понимаете, не большинство. А то, что продукция "Даугавы" была очень хорошего качества, — вопрос дискуссионный. В стране уже около 10 лет не делались сравнительные анализы молока от разных хозяйств. И, полагаю, было бы неплохо это сделать…

Кто не рискует, тот…

— Если же говорить о российском рынке, куда поставлялась молочная продукция из Латвии, он всегда был повышенного риска, — продолжает собеседник "ВЕСТЕЙ". — История знала случаи, когда там принимали исключительно политические решения: например, не продавать тот или иной продукт. Бывало, звучали странные претензии разных структур вроде ветеринарной службы, что те или иные латвийские изделия не соответствуют каким–то нормам.

К тому же недавно структура, регулирующая цены, их заморозила: определенные товары не могут стоить дороже конкретной суммы, общей для всех. А латвийские продукты однозначно всегда выходили дороже, чем в среднем произведенные в России или Белоруссии. Поэтому сейчас пострадали даже те, кто поставлял товары в Белоруссию: там делали их окончательную переработку и готовую продукцию под брэндом Made in Belarus отправляли в Россию.

Да, российский рынок — огромный. Многие наши производители ранее связывали свой бизнес здесь со сбытом в России чуть ли не на 80 процентов. В этом и проблема: когда работаешь только на один рынок, тогда очень зависим от него. И здесь я говорю не только о России, но и о других странах. Именно поэтому производители, которые четко анализируют все происходящее в мире, аккуратно работающие, открывают для себя рынки разных стран — на всякий случай: закрылся российский — перекинули товар на другой.

Если говорить, например, о шпротах, то российский рынок заменим: тот объем консервов, которые производят для него местные компании, легко продать и в других странах, куда уже проложены экспортные коридоры. В мире (и далеко не только в Европе!) наша рыбная продукция пользуются большим спросом. И на фоне других стран российский рынок для наших шпрот не превышает 30 процентов. Больше шпрот теперь продается в Белоруссии, где вообще для нас теперь увеличиваются объемы продаж. Почему? Белорусский товар мощным потоком идет на российский рынок, куда больше не поступает европейская продукция. А мы заполняем полки в Белоруссии — занимаем освобождающееся место на рынке…

"Подстава" для производителя

— Недавно наш министр иностранных дел Эдгар Ринкевич ездил встречаться в Минск с белорусским коллегой, чтобы расширить сотрудничество…

— Еще в конце прошлого года наметилась тенденция, что торговые отношения между Латвией и Белоруссией значительно улучшаются. Хотя увеличение экспорта пока, насколько я знаю, не превышает 5 процентов по сравнению с прошлым годом. В сентябре в Минске был и наш министр земледелия Янис Дуклавс, который добился прогресса в отношениях: договорились улучшить реализацию в торговых сетях молока, сыра, разных напитков. Но… Наверху–то нам дан зеленый свет, а внизу все тормозится: то разные странные требования появляются (вроде: маркировка нанесена на продукцию не такого вида), то вдруг задерживаются разрешения на импорт, то даже звучат угрозы тамошним торговым сетям, что якобы нельзя продавать товар из Латвии.

— Российский рынок, по–вашему, рискованный, а белорусский как?

— Тоже. Там ведь, помните, во время прошлогоднего чемпионата мира по хоккею было исключительно административное решение: на два месяца запретили продажу любого импортного пива…

— Будет ли государство как–то компенсировать потери производителей из–за того, что само ввязалось в "войну санкций", совершенно не подумав о простых смертных, о тех же предпринимателях? И если тот же белорусский рынок рискованный и об этом знают как Ринкевич, так и Дуклавс, но при этом они ездят договариваться о сотрудничестве, то, по сути, министры подставляют своего родного производителя.

— Не будет государство ничего компенсировать. Бизнес всегда связан с риском. А рынок России, равно как и Белоруссии, всегда был, повторю, непростым: там можно было моментально разбогатеть, но, случись что, тут же и потерять огромные средства. Я вот вдруг решу поставлять что–то в Непал, но соседняя большая страна раз — и оккупирует его (извиняюсь, это вовсе не прогноз!), и у меня закроется тот рынок. Или же я начну работать с какой–нибудь африканской страной, а там случится очередная революция — и регион вообще закроют… Это мой риск — сотрудничать со страной, которая нестабильна.

— На прошлой неделе неожиданно прозвучала информация: некоторые производители уже готовятся к отмене санкций.

— Не думаю, что их отменят, пока война на Украине не закончится. Не исключено, что в ближайшее время санкции, напротив, еще больше ужесточат.

— Хорошенькое будущее! Ведь, по мнению разных экспертов, Латвия уже потеряла 52 миллиона евро дохода от экспорта продовольствия, не считая миллиардных убытков из–за резкого снижения транзита…

— Поэтому латвийцам теперь важно активнее осваивать новые рынки — Китай, Индию, Бразилию, среднеазиатские страны. Наша ассоциация активно помогает расширению экспорта. А если политики подпишут договор о свободной торговле с США, тогда у нас появится еще и американский рынок. И с Украиной торговые отношения крепнут, а там — большой рынок.

— Шутите! На Украине же теперь жуткая экономическая дыра, скоро там вообще почти ничего покупать не будут — даже свои товары, не говоря уже о более дорогом импорте!

— Не все там так страшно… К тому же, несмотря на далеко не самую лучшую экономическую ситуацию, там ведь люди кушать не перестанут… И, между прочим, польский рынок тоже открыт для нас.

— Снова шутка? В Польше не знают, как сбыть свое, — и куда уж там из Латвии что–то покупать!

— Не забывайте: в Польше — переизбыток товаров определенной категории, которые не принимает Россия. Понятно, мы не будем в Польшу поставлять яблоки. Но ведь многие ниши на рынке если не так уж и свободны, то все равно открыты. Вот, например, мы предлагаем консервы (рыбные и мясные), макароны, чипсы, напитки, сладости, парфюмерию, детскую одежду, плюс разные компьютерные программы, созданные в Латвии…

Кому–то лучше в РОССИЮ

— Несколько лет назад ЕС решил ввести экономические санкции против "диктатора Лукашенко" — против Белоруссии, что обязывало бы и Латвию прекратить отношения со страной–соседкой. Тогда латвийские производители и представители самоуправлений составили список (в нем — какие отрасли экономики пострадают из–за нарушения партнерских, деловых отношений, сколько страна недополучит из–за прекращения транзита, торговли и прочего) и передали его в парламент, МИД, президенту. В итоге Латвия если и ввела какие–то санкции, будучи связанной Евросоюзом по рукам и ногам, то уж очень незаметные. Почему точно так же нельзя было поступить латвийским бизнесменам, чтобы и с Россией не прервались связи, не ухудшились отношения?

— Ситуация, которая была тогда с Белоруссией, и то, что теперь с Россией, — как говорится, две очень большие разницы! Если в Белоруссии было несколько политзаключенных, то Россия нарушила территориальную целостность Украины. Латвия обоснованно присоединилась к экономическим санкциям против России. К тому же нет гарантии, что потом Россия не поступит точно так же с Латгалией — как с Крымом.

— Думаю, тогда латгальские производители и фермеры будут исключительно рады вдруг открывшемуся огромному российскому рынку!

— Не факт…

— Хотите сказать, что вы, несмотря на то что представляете интересы торговцев, поддерживаете экономические санкции в отношении России?

— Да. И не я один. Мы должны стоять со всем ЕС — и именно вместе с ним.

— Как–то в Латвии все же обходят российские ответные санкции — и продолжают с соседней страной работать…

— Некоторые так делают. Скажем, в Латвии сделали сыр, потом нарезали его, упаковали и наклеили этикетку — товар "из Турции"…

— В Турцию из Латвии отправляют товары, там их окончательно перерабатывают и поставляют в Россию?

— Никто ничего не отправляет…

— То есть?

— Без комментариев…

— Почему государство так слабо поддерживает родного производителя — даже в самой Латвии?

— Принципы работы ЕС: государство одной страны не может поддерживать свои товары — против остальных. А наша ассоциация как раз старается поддерживать местный малый и средний бизнес. К примеру, хочется верить, что наконец–то стартует акция, суть которой такова: важно, чтобы местные жители поддерживали не только местный товар, но и местного торговца. Всем известны две крупные зарубежные торговые сети супермаркетов, но ведь много и латвийских, а последние занимают около 60 процентов на общем рынке. И если вы будете покупать не просто латвийский товар, но и в латвийском магазине, то будет двойной эффект. А в некоторых торговых сетях, в целом по стране, идет акция: около тех или иных латвийских продуктов — значок: Pērc vietējo ("Покупай местное"). Впрочем, в Латвии и так в среднем 80 процентов реализации пищевой продукции — за счет местной…

19 марта 2015. №11

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

«Испоганенное утро»: под окном латышки мусорщики болтают на русском. Что делать?

Ланга пишет, что ей поступила жалоба от латыша: "Мусорщики из SIA "Ķilupe" в 06:15 перед моим домом кричали на языке оккупантов. Утро началось с русскривошаны (вольный перевод редакции Press.lv слова krievelība, прим. ред.). Сколько раз еще надо объяснять, что рабочим языком Латвии и ее общественного пространства является национальный язык - латышский? Язык создает общественную атмосферу в стране. Мы не обязаны слушать русское мычание, как в оккупированной ЛССР»! Сегодня мы уже писали о другой оскорбленной латышке, сосед которой ни в какую не желает говорить с ней на государственном. Нельзя ли его наказать по закону? Нельзя. На запрос Иевы ответ

Печально небезызвестная поэтесса Лиана Ланга у себя в Фейсбук опубликовала полной горечи и возмущения рассказа некоей жительницы Латвии, утро которой началось с кошмара. Вместо пения латышских птиц ее разбудили неприятные голоса работников мусороуборочной машины.

Читать
Загрузка

Диверсия на железных дорогах вокруг Парижа: тысячи людей не могут уехать из города

В компании уверены, что цель атак — парализовать скоростное сообщение в стране. Железнодорожное полотно повреждено на направлениях к западу, востоку и северу от Парижа. На станции «Монпарнас», откуда поезда уходят на запад Франции, утром в пятницу образовались огромные очереди. Значительное количество поездов отменено. По словам представителей SNCF, в данный момент перебои в сообщении коснулись 800 тысяч пассажиров. По словам представителей SNCF, судя по проданным билетам, пятница должна была стать одним из самых оживленных дней на французских железных дорогах: тысячи человек направлялись в Париж в день открытия Игр и тысячи собирались уехать из города в летние отпуска. Премьер-министр Франции Габриэль Атталь заявил, что диверсии были хорошо подготовлены и скоординированы. На платформе Х (бывши

За считанные часы до открытия летних Олимпийских игр в Париже французская железнодорожная компания SNCF заявила, что ее объекты — пути и вокзалы — подверглись вандализму в разных регионах страны. В частности, сообщается о поджогах, пишет русская служба Би-би-си.

Читать

«Возможно, Парижу это не нужно»: французы устали от Олимпиады до ее начала

Париж - бесспорный главный герой Олимпийских игр 2024 года. Франция не скрывала и не скрывает, что хочет отличиться, организовав самые экологичные и бюджетные Игры в истории, которые, по замыслу, станут моделью и для будущих соревнований. Особенность нынешней Олимпиады в том, что многие состязания проходят в центре города, рядом со знаковыми памятниками французской столицы. 95% инфраструктуры, таким образом, уже существовала, что позволило сократить расходы примерно до 9 миллиардов евро. Игры в Париже 2024 года - самые дешевые за последние десятилетия. Городские власти убеждены, что затраты окупятся, так как олимпийское наследие будет служить людям. Так ли это? "Игры дали огромный толчок развитию, - объясняет Пьер Рабадан, заместитель мэра Парижа по вопросам спорта. - Нам удалось за 4-5 лет завершить работы, на которы

Олимпиада-2024 заявлена хозяйкой мероприятия, Францией, как самая экологичная, инклюзивная и дешевая в новейшей истории. Корреспондент Моника Пина посмотрела на обратную стороны "олимпийской медали", узнав, чем подготовка к празднику раздражает население.

Читать

Строительный шедевр! В Риге обслуживающая компания решила проблему своеобразным образом

«Управляющая компания «Latvijas namsaimnieks» организовала отвод дождевой воды из жилого дома через канализационные трубы, тем самым перекрыв доступ к помещениям. Трубы длиной 10 метров также находятся на территории соседей. Свободный конец конструкции расположен на возвышении. Технический директор дома предложил установить их так вместо гидроизоляции», - рассказывает Юрис. Представители Latvijas namsaimnieks ответили на вопросы программы письменно: «В условиях повышенного количества осадков выявлено скопление влаги в подвале дома под воздействием грунтовых вод. Чтобы предотвратить дальнейшее повреждение фундамента, было предложено временное решение: отводить ливневые воды как можно дальше от фундамента здания», - заявляет Екатерина Пашеткина. Поскольку это не долгосрочное решение, по инициативе управляющего п

В программу Bez Tabu обратился житель многоквартирного дома Юрис, который был крайне удивлен тому, как обслуживающая их дом компания Latvijas namsaimnieks провела ремонт. Для водостока они использовали канализационные трубы.

Читать

За Путина? Матери латвийского футболиста запретили участие в любых футбольных мероприятиях

28 июня в матче второй команды  RFS и "Leevon"/PPK во второй лиге Латвии произошел инцидент на трибунах, во время которого мать Жалейко якобы приказала болельщикам команды-соперника покинуть стадион, назвав их фашистами и ссылаясь на российского диктатора Владимира Путина, заявив, что, когда он приедет в Латвию, он первым делом расстреляет этих фанатов. Понятно, что это был ее ответ на выкрикиваемые фанатами лозунги, в которых подвергался травле Путин (очевидцы упоминали скандирование лозунга "Путин — х***о"...). Оценив имеющуюся информацию, Комитет по этике ЛФФ возбудил дисциплинарное дело за возможные этические нарушения в связи с соответствующим инцидентом. Все имеющиеся на данный момент материалы, связанные с инцидентом, включая пояснения сторон, переданы для оценки ответственным органам. Продолжая расследование д

Марине Щербаковой, матери футболиста RFS Глеба Жалейко, временно запретили участвовать в любых футбольных мероприятиях, сообщает Латвийская федерация футбола (ЛФФ).

Читать

Комиссия нашла виновных в проблеме планирования Rail Baltica: кто же это?

Те, кто оценивал и реализовывал проект железнодорожной линии европейской колеи Rail Baltica в 2017 году полагались на данные, предоставленные инженерами. В то время строительство одного километра Rail Baltica планировалось в два раза дешевле, чем строилось тогда в Европе, - именно такой вывод сделала комиссия. В четверг парламентская следственная комиссия заслушала представителей аудиторской компании Ernst&Young Baltic (EY) и бывшего руководителя АО "RB Rail" Байбу Рубесу. Представитель EY Наурис Клява сообщил о проведенном под его руководством в 2017 году анализе расходов и выгод Rail Baltica. В то время оценки EY показывали, что общие затраты на проект могут составить 5,788 миллиарда евро. Однако оценки, представленные в этом году, указывают на то, что общие затраты на проект могут составить 15,3 миллиарда евро.

В четверг,  25 июля, на заседании Парламентской следственной комиссии Сейма по проблемам реализации проекта Rail Baltica наконец-то были озвучены первые виновные. И ими оказались... инженеры, пишет Delfi.lv.

Читать

Деревянный замок в Лиелварде выкупило самоуправление: почём?

Лиепиньш попросил за замок 18 600 евро, но дума была готова потратить только 15 000 евро. Как сообщила на заседании совета руководитель Департамента культуры и туризма Огрского края Марика Зеймуле (Нацблок), автор замка согласился на сделку.  Анита Стрейле, директор музея Андрейса Пумпурса в Лиелварде, объяснила, что художественные произведения, модели, предметы, картины являются полезным иллюстративным и текстуально-информативным материалом для всех, как для молодежи, изучающей историю Латвии в школах, так и для всех тех, кто интересуется историей, архитектурой и ремеслами. А построенный Лиепиньшем по собранным историческим данным замок имеет музейную ценность, поэтому очень важно сохранить его для будущих поколений.

В четверг на заседании Огрской думы депутаты единогласно решили выкупить у Агриса Лиепиньша копию латышского деревянного замка Uldevene, которую тот решил разобрать на дрова, потому что устал от туристов.

Читать