Рига стала культурной столицей Европы, а Акустический концертный зал и Музей современного искусства здесь так и не построили. Более того, именно в этом году закрыты шесть ключевых музеев страны. Как это скажется на высоком статусе Риги, выяснила Служба новостей телеканала ТВ5.
В апреле в Рижской бирже пройдет выставка всемирно известной американской художницы Вии Целмини. Ее работы стоят миллионы и хранятся коллекциях престижнейших музеев. Чтобы заполучить картины Вии Целмини, куратор выставки Элита Ансоне год вела переговоры с Музеями современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско, Вашингтонской национальной галереей, художественными музеями Парижа и Франкфурта. У всех у них очень высокие требования к техническим параметрам музея. Им у нас соответствует только Рижская биржа.
"Допустимая влажность – от 45 до 60, в идеале – 50, потом температура воздуха должна быть 19-20 градусов, перепады недопустимы. У Вии Целмини есть и работы на бумаге, а бумага очень реагирует на влажность, она может скукожиться, напитаться влагой. И перепады недопустимы. Если привозят коробку, ей даже надо день-два постоять, чтобы работа медленно отошла от транспортировки", - пояснила ТВ5 куратор выставки Вии Целмини Элита Ансоне.
Вслед за каждой картиной едет курьер, который во время выставки живет в Риге и следит за сохранностью миллионной картины. Все эти расходы, а также страховку, оплачивают устроители. Привезти работы Вии Целмини стало возможным только благодаря финансированию Риги как столицы Европы. А в прошлом году на государственные деньги музей купил 6 картин Целмини и еще 2 получил в подарок. Сумму сделки и расходы на выставку организаторы не разглашают, чтобы не шокировать публику.
"Я считаю, что эти цифры не следует называть, чтобы не волновать народ. Это плохо для здоровья. При нашей общей бедности большей части общества то, что более 100 тысяч израсходованы на создание выставки, вызывет большой знак вопроса – как же так, разве это того стоит?" - пояснила Ансоне.
Этим же вопросом годами задаются на государственном уровне. Считается, что у каждой уважающей себя европейской столицы должен быть акустический концертный зал на полторы тысячи человек и музей современного искусства. Рига наконец-таки стала культурной столицей Европы, но так и осталась, похоже, единственной столицей в Европе, где этих помещений нет.
Представители платформы Рига 2014 утверждают, что из-за отсутствия подходящих помещений Риге никто отставку не дал. Будет и Вия Целминя, и дирижер Марисс Янсонс с оркестром Баварского радио, и Лондонский симфонический оркестр.
Музей современного искусства в культурный год заменит Арсенал и Рижская биржа, а акустический концертный зал – Национальная опера, в которой, как говорят знатоки, качество звука никуда не годится. "Латвийская национальная опера совсем не подходит для концертов симфонической музыки. Конечно, акустические щиты, которые устанавливают на сцене, помогают и самим музыкантам лучше ориентироваться в пространстве, и улучшают качество слушания для зрителей – но все-таки это косметический ремонт, вместо того, чтобы сделать капитальный", - указал ТВ5 музыкальный журналист Орест Силабриедис.
В прошлом году специально созданная в Министерстве культуры рабочая группа поставила цель: к 2018 году, к 100-летию Латвии, в Риге надо построить концертный зал, музей и реконструировать стадион Даугава. Самым реальным представляется улучшить акустику в Доме Конгрессов. Реконструкция зала обойдется в 34 миллиона евро.
Музей современного искусства скорее всего построят на Андрейсале. Проект здания уже разработан. Теперь под него хотя получить 80 миллионов евро европейских денег, которые пройдут как улучшение деградированной городской среды.
Парадоксально, но именно в год культурной столицы в Риге закрыты 6 больших музеев. Национальный художествннный, Оккупации, Письма, Музыки и Моторный музей закрыты на реконструкцию. Национальный музей истории сгорел, а в Доме черноголовых расположилась резиденция президента. Конечно, пожар в Рижском замке никто не мог предсказать. Но почему именно сейчас реконструируют Национальный художественный музей – непонятно.
По мнению Силиса, камень преткновения латвийской культуры это не столько плохое финансирование, сколько неспособность политиков думать на 5 лет вперед. Именно столько времени нужно, чтобы построить новое большое здание, которое, если все правильно рассчитать, будет как магнит притягивать туристов и быстро окупится.