Война учит многому и постепенно, как считает экс-президент, русские Латвии начинают осознавать, почему латыши хотели построить свое государство: «Это не шаг против кого-то, все делается для свободного общества, способствования пониманию и уважению друг к другу даже при противоречивых мнениях и взглядах в это тяжелое время», — отметил он.
Затлерс указал, что война еще раз подтвердила бытующее мнение — в Латвии существует прослойка населения, поколение «немного живущее в СССР».
«Да я тоже немного живу в СССР, я учился и прожил половину жизни в эту эпоху. Но только живу с другими воспоминаниями. Молодое поколение понимает цену человеческой жизни, мира и свободы, и свободы мнения, в том числе».
Война обострила ситуацию с переводом школ на латышский язык обучения и сносом советских памятников. По мнению Затлерса, первое — вполне закономерное явление. «Это плановый процесс, шаг за шагом, почти 20 лет идем к этому. Это просто совладение. И даже не дети против перехода, учителя против. Мой внук закончил первый класс и одна треть его одноклассников из русских семей. Это различие появляется только когда родители приходят в школу за детьми, вдруг переходят на русский [язык]», — рассказал он в эфире передачи.
Он согласен с точкой зрения, что установленные на территории Латвии советские мемориалы крайне важны для целого поколения проживающих здесь — «но если бы не было войны, не был бы и запущен этот процесс».
«Война сыграла свою роль, обстроила эти болевые точки. Какой выход? Жить дальше, найти способы почитать павших во время ВОВ. Всегда есть альтернатива делать это с достоинством. Я думаю, с братскими могилами на кладбищах проблем никогда не будет. Уважение к умершим очень сильно у латышского народа. Например, в Цесисе есть кладбище турецких военнопленных, павших во время русско-турецкой войны. За ним присматривают, оно ухожено не потому что мы за Турцию или Россию – а потому что эти люди отдали на фронте свои жизни»