Об этом вашему автору рассказывал Владимир Георгиевич ДИОРДИЕВ, который 14 лет был руководителем оркестра ресторана «Метрополь». Несколько лет назад Диордиева не стало, но его воспоминания – интереснейшая страничка ушедшего глазами очевидца...
Однако сперва – об истории гостиницы «Метрополь». У нее славное прошлое.
В начале XX столетия ее основал на тогдашнем Театральном бульваре (ныне Аспазияс) Николай АНТОНОВ - отец известного рижского архитектора Сергея АНТОНОВА. Ее стены помнят Максима ГОРЬКОГО, Федора Ивановича ШАЛЯПИНА, выдающего хирурга Николая Ниловича БУРДЕНКО. Связана она и с именем знаменитого русского сыщика Аркадия КОШКО, возглавившего здесь операцию по задержанию торговцев поддельным золотом.
В 1954-м на какое-то время гостиница и ресторан превратились в «Падомью» («Советская») – от нового названия бульвара, на котором тогда находились. Но еще в советское время историческое название вернули – «Метрополь». Поэтому вдвойне интересны воспоминания человека, который не по слухам знает советский период этого места...
Владимир ДИОРДИЕВ несколько лет возглавлял оркестр в культовом баре «Юрас перле», потом – в ресторане «Таллин». В конце 1970-х пришел в «Метрополь». И с тех пор 14 лет руководил музыкальным коллективом.
Оркестр «Метрополя» в 1980-е. Поёт Клавдия ШИШКОВА, гитарист - Александр ГАВРИЛЕНКО, клавишник - Владимир ДИОРДИЕВ.
- В те годы в Риге хватало хороших ресторанов. Но вот парадокс: музыкальные коллективы обычно больше двух-трех лет не держались – распадались, - вспоминал собеседник. - Мы же все эти годы работали вместе, в одном и том же ресторане. Без ложной скромности - феномен на фоне остальных…
В оркестре было пять человек: помимо Диордиева это ударник Михаил БЕЛКИН, гитарист Александр ГАВРИЛЕНКО, бас-гитарист и клавишник Валдис ОШС, солистка Клавдия ШИШКОВА. Сам руководитель тоже играл на клавишных. Все музыканты еще и пели.
«Знаем, - усмехнется какой-нибудь строгий «знаток». - Это же кабак, уровень ниже плинтуса».
Сегодня – вполне возможно. Но не в советское время. Об этом вашему автору рассказывал и Раймонд ПАУЛС, который тоже играл в ресторане. Потому что это было не зазорно. Туда шли слушать живую, хорошую музыку.
- Это и привлекало народ в рестораны, - продолжал Диордиев. – Люди первым делом шли на живую музыку, потанцевать. В 1970-1980-е зал всегда был полон. С ходу попасть в «Метрополь» было невозможно. Нужно было заранее заказывать билеты…
Дилетанты среди музыкантов не задерживались. Дважды в год проводились конкурсы всех ресторанных оркестров, которые устраивало РЭКО – Рижское эстрадное концертное объединение. Возглавлял его Александр Николаевич СОТИКОВ – легендарная личность в латвийском музыкальном мире. Закончив консерваторию, был солистом в оперетте, потом создал свой ВИА, работал в «Эолике». Первое варьете в Латвии появилось с легкой руки Сотикова.
- Конкурсы в РЭКО, которые проводил Александр Николаевич, не были заорганизованными, формальными. Он любил импровизацию, эксперименты. Дает строчку - а ты должен был пойти и тут же сыграть…
Мастерство котировалось. В Риге тогда было десятка три ресторанов - и всюду живая музыка. Те коллективы, что занимали на конкурсах низкие места, вынуждены были уходить из центральных ресторанов, на их место приходили другие.
- Мы постоянно входили в тройку лучших, - говорил собеседник...
А что за публика шла в «Метрополь»? Рядом ведь - вокзал, базар.
- Разная. И моряки, и рыночные торговцы. В основном азербайджанцы, узбеки, приезжавшие в Ригу продавать фрукты и овощи. Приходили и постояльцы гостиницы... Однако была не только денежная публика. Шли потанцевать и работницы, закончившие смену на чулочно-носочных или текстильных фабриках, студенты, инженеры…Тогда у всех была работа и, что бы сейчас ни говорили, имелись и деньги, на которые люди могли посидеть в ресторане. Столик вечером на четверых стоил 20 рублей. Выложить 5 рублей мог любой. А на эти деньги были и закуска, и прохладительные напитки…
Лучшая кухня, по словам рассказчика, в те годы была в ресторане «Рига» - в малом и большом залах. Многие музыканты рижских кабачков в день зарплаты отправлялись чревоугодничать именно туда. Коллектив «Метрополя» - не исключение. Однако во второй половине 1980-х в сам «Метрополь» уже шли не только потанцевать, но и вкусно поесть.
Ансамбль «Метрополя» во время конкурса в РЭКО, 1985 год.
- В это время к нам перешли повара из ресторана «Рига» - их гостиница и ресторан закрылись на капитальный ремонт. А наша кухня переехала в кафе «Ленинград» на бульвар Райня. Повара из «Риги» брали не какими-то дефицитными деликатесами – просто отлично готовили. Были эти женщины из провинции и готовили по-домашнему…
Часто говорят, что «кабацкие музыканты» в те годы «ворочали деньжищами». Народ хотел слушать любимые мелодии и не скупился на заказы. Так ли?
- Играли мы то, что нравилось посетителям, что просили. И на русском, и на латышском, английском, итальянском. Однажды мне принесли утром кассету и попросили, чтобы вечером музыка уже звучала. Разучили... Спать иногда приходилось по два-три часа в сутки. Но заработанное мы не в кубышку прятали, не в дачи или виллы вкладывали, а покупали на них музыкальные инструменты. Тогда в магазинах хорошие было не достать…
Вот и за клавишным инструментом, итальянским, руководитель поехал в Москву. Купил по блату, с рук – такие вещи в магазинах не продавали. Отдал 6,5 тысячи рублей - огромную по тем временам сумму, сравнимую со стоимостью автомобиля. Но оно того стоило. Подобные инструменты в ту пору в Латвии были только у двух музыкантов.
Многие сами изготавливали аппаратуру – ударные, гитары. Договаривались и с моряками – те привозили гитары закордонные. За них тоже отдавали тысячи.
Руководитель оркестра с грустью вспоминал ушедшее время. Не только потому, что это - молодость, лучшие годы. Хорошие музыканты тогда были востребованы...
- Зайдите сегодня почти в любой ресторан – тошно. Ни людей, ни музыки. Все под запись, фонограмму. Потому что рестораны, как и всю Латвию, на корню скупили. В частности - скандинавы. А им не нужна живая музыка: у них другой стиль, традиции. Это наши музыканты могли петь вживую, без фанеры. Ладно бы оставили латышскую музыку – раз называют себя государством для латышей. Так и этого нет. Везде фонограмма на английском…
А эмоциональный заряд в ресторане, по мнению известного музыканта, можно получить только от живой музыки.
Кто-то из его коллег продолжает радовать народ живой музыкой. Правда, не в Латвии, а на Кипре. Хорошо, что хоть в их ресторанах это еще ценится...
А в золотые годы «Метрополя» живая музыка звучала там каждый день: официально - с 19.30 до 23.30, но нередко и позже. И даже когда в понедельник у оркестра был выходной, его заменяли дублеры - музыканты, которые также выдерживали конкурсные отборы и заменяли другие коллективы, когда те отдыхали.
- Я и сам по выходным часто работал. Звонят ребята из других ресторанов: «Володя, заболел клавишник, выручай!» Разве оставишь публику без живой музыки…
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото – из архива