Он отметил так же и то, что каждая следующая война серьезнее предыдущей. «Нам нужно быть готовыми к совершенно иному подходу. И этот подход может строиться именно на методах гибридной войны. Это происходит много лет, это информационная война. Это началось с середины двухтысячных. Продолжают звучать те же самые лозунги о том, насколько мы русофобы, насколько бессильны, что не сможем выжить без сильной российской экономики и что фашизм воскрес. Только он очень медленно возрождается», - иронизирует Кажоциньш.
На вопрос, поддерживают ли жители Латвии гибридные операции, проводимые Россией, исследователь отмечает, что всегда найдется небольшая часть общества, которая захочет следовать ложным нарративам. Он ссылается на известного американского аналитика Пола Гобла, заявляющего, что Латвия является самой важной для России из стран Балтии, поскольку, если получить здесь политический контроль, ситуация значительно усложняется также для Литвы и Эстонии.
"Поэтому, например, депортации из Латвии в 1941 и 1949 годах были не только количественно, но и пропорционально выше, чем в соседних странах. У нас был большой [русский] наплыв. Доля латышского населения сократилась с 77 % в 1938 году до 52 % к 1989 году – то есть на четверть. Это было сделано с конкретной целью - обезглавить латышское общество и завезти русских", - говорит Кажоциньш.
Он напоминает ситуацию 1994 года, когда для того, чтобы российские вооруженные силы покинули территорию Латвии, пришлось принять около 20 000 советских офицеров и членов их семей. "Мы должны быть бдительными, потому что Российская Федерация попытается воспользоваться этим. Но учитывая, что поколение, которое было ведущим народом и которое очень горько переживало, что они больше таковым не являются и их заставляют учить этот "собачий язык", многие из них уже ушли из жизни", - объясняет исследователь.
“Эти “бабушки» еще остались. Второе и третье поколение их уважает, но большинство представителей этих поколений интересует паспорт ЕС и свобода. Или, например, то, что их фирму не скинут (с дистанции), потому что начальник ФСБ в их городе считает, что он имеет на это право и если ты скажешь хоть слово против , то тебя посадят в тюрьму", - говорит Кажоциньш".