Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Вс, 1. Февраля Завтра: Brigita, Indars, Indra, Indris
Доступность

Родители настаивают: над их детьми в больнице «Айнажи» именно издевались

«Аделине было 9 лет, самые главные ее проблемы – 5-я степень глухоты, умственная отсталость и аутоагрессия – последнее особенно меня беспокоило. Я начала искать, как ей помочь, и мне наши рижские психиатры посоветовали Ainaži. Сказали, это новая больница, хороший добрый персонал, на природе... Нас направили туда на реабилитацию и пересмотр определенных медикаментов. Первое посещение вызвало у меня восторг. Прекрасный, отзывчивый персонал, как мне показалось. Илона Балоде показалась мне душевным человеком... 26 мая 2014 года я привезла туда Аделину.

Через неделю я приехала с большим пакетом сладостей. Мне почему-то вывели ребенка, не пустили внутрь. Мы пошли на детскую площадку. Она, пока мы гуляли, эти сладости все и заглотила. Я подумала: ну да, наверняка в больничном меню нет сладкого, она соскучилась по лакомствам. А

подходя обратно к больнице, она стала себя бить, плакать, кричать. Я попросила, чтобы мне дали зайти с ней, поговорить, обнять, успокоить. Но получила отказ. Спустилась г-жа Балоде, мы долго разговаривали. Она обещала искать какие-то методы, чтобы дочка себя не била. И мы условились, что мои визиты будут закрытыми, чтобы ее не травмировать...»

В последующие дв

 

Хотя медперсонал детской психоневрологической больницы Ainaži и возмущается обвинениями в свой адрес, звучат все новые свидетельства нарушений прав детей в этом учреждении. Мать одной из пострадавших пациенток Лана Ромуша рассказала в дискуссионной передаче Русского вещания LTV7 «Точки над i», чем обернулось для ее ребенка направление на реабилитацию в этом стационаре.
а с половиной месяца, по словам Ланы, она еженедельно созванивалась с администрацией больницы, где ее уверяли, что девочка хоть и «хулиганит», но с ней все хорошо.

«И я еженедельно возила туда продукты, сладости, фрукты. Подошло 18 августа, день выписки. И я ужаснулась: ребенок был вполовину худее! Она от меня отскочила... Она была как испуганный котенок. По приезде домой...

Я никогда не видела, чтобы ребенок так ел суп! Она его чуть ли не с тарелкой съела. Потом мы пили чай, она макала в него печенье, и от него на стол падали крошки - она их слизывала языком!

Я решила дочку помыть. И когда я в ванне решила помочь ей помыться, она от меня как ошпаренная отскакивала. Тогда я поняла, что происходит что-то совсем неладное».

Дома у девочки обнаружились странности в поведении, которые объяснились лишь позднее: оказывается, вместо того, чтобы сменить препараты, которые не очень эффективно действовали, врач в Ainaži просто увеличил их дозу. По словам матери, получилось, что вместо реабилитации девочка получила побочные последствия употребления лекарств и психические травмы. Как потом выяснилось в работе с психологами, Аделину дважды принудительно фиксировали в кровати, а также привязывали другого ребенка у нее на глазах.

При встрече с любимой бабушкой после разлуки внучка начала ее связывать эластичными бинтами – взяла в аптечке пояснила мать. И потом продолжались странные игры: все игрушки девочка привязывала к игрушечной кроватке.

«В сентябре началась школа, и все были в ужасе! Мой телефон разрывался, педагоги наперебой спрашивали, что с ребенком сделали в Ainaži. До поездки туда моя Аделина  ухаживала за такими же детками, помогала одевать, кормить, был мальчик, которому она даже расчесывала волосы... (...) И на ее эмоциональное восстановление ушел год».

До отправки в больницу девочка любила рисовать цветы и дома. Новые ее рисунки были пугающими.

Лана Ромуша обратилась к омбудсмену и в Инспекцию по защите прав детей, предъявив фото связанной куклы и рисунки дочери.

«И было доказано, что, да, мой ребенок два раза был фиксирован, и я об этом не знала. Я ведь звонила туда, и мне говорили, будто все хорошо!

В первом случае, 4 июня, дочка срывала обои и переставляла кровати, а на словесное предупреждение не отреагировала. За это ее решено было фиксировать. Ребенок с 5-й степенью глухоты, не владеющий никакой коммуникацией... Ну, наверное, это абсурд просто – как он может отреагировать на словесное замечание?

Вторая фиксация произошла 16 июня – за то, что дочка вынула из ушка слуховой аппарат, бросила его на пол и, раздевшись, обнаженная пошла в душ. Кроме того, как установил омбудсмен, Аделина находилась с другой девочкой в одной палате, и ту девочку тоже связывали у нее на глазах и делали ей какие-то уколы.   

У меня вопрос: как можно настолько унижать детей, которые нуждаются в помощи? Мы, родители таких особенных деток, верим людям в белых халатах - а получается, что в реальности всё доходит до полного абсурда».  

Представитель Бюро омбудсмена Лайла Гравере пояснила: многие родители, чьи дети побывали в злополучной больнице, даже не подозревали, как с ними там обходились, а сами дети им ничего не рассказывали. Пока они находились в Ainaži, им просто не давали такой возможности (не разрешали звонить самим, а когда им звонили родители, рядом был сотрудник больницы, встречи с родителями тоже были в присутствии персонала). И дети начинали воспринимать фиксацию как одно из правил – ну, вот такая это больница, и тут всё устроено вот так, отметила Гравере:

«Родители даже не додумались бы спросить об этом. Им бы и в голову не пришло. Потом, когда начался вал публикаций, стали расспрашивать, и дети признаются: да, было. Это – не исключение: в 2017 году 284 раза фиксации отмечено. Но этот способ нельзя применять как наказание! А в больнице это в таком качестве применялось. В журнале причины указаны не такие, что там была опасность для ребенка или окружающих. Например: пациент грозит, что он убежит. Пациентка очень грубая, в тихий час находится не в постели, а сидит в кровати другой пациентки. В ответ на замечание «грубая, вызывающая, обзывается, никакой самокритики, смеется». Всё! И это – индикация к фиксации?

Сам журнал тоже не отвечает требованиям закона к такому документу. Там должна иметься графа об информировании законных представителей ребенка! В больнице родителей о случаях фиксации не информировали. Мне такие случаи, когда извещали бы, неизвестны».

Глава Латвийской ассоциации психиатров Элмар Тераудс указал, что оба врача – и психиатр Янис Боярс, и руководитель больницы, педиатр Илона Балоде, были поставлены в такие условия, когда они просто физически не в состоянии выполнить всю возложенную на них работу. Как и остальной медперсонал.

«На 74 пациента психиатр дважды в неделю плюс г-жа Балоде как педиатр – они работают добросовестно, но не могут сделать всё. Достаточно много проблем с медицинской документацией. Но

я даже не знаю, как врач, работая изо дня  день в этой ситуации, может в будущем исполнить все требования к ведению документации! Вот только что я еще три свежих инструкции получил...

Второй пункт. Мы прошлись по больнице. И, не зная ситуации, не зная пациентов, получили первое впечатление, что те ребята, с которыми мы говорили – эти дети (если не знать истории их болезни), они медикаментами не напичканы. Никаких побочных явлений от медикаментов не наблюдалось! Они в контакте были, радовались. Мы обо всем поговорили. Есть у них проблемы: мало еды, недостаточно игр, и так далее. Достаточно хороший контакт! Конечно, там есть дети и с очень тяжелыми проблемами в развитии. С ними разговор мало получается из-за отсталости в интеллекте».

Тераудс признал, что ему больница показалась переполненной. По его оценке, она создавалась изначально на 40-50 пациентов, а в действительности пациентов там содержится 70-80.

«Там чисто физически не хватает помещений для выполнения всех предусмотренных законом требований.

КОНТЕКСТ

В четверг 8 февраля стало известно, что найден мертвым завхоз детской психоневрологической больницы Ainaži, прозвучало в передаче. Предполагается, что это было самоубийство. Инцидент связывают с большим негативным общественным вниманием, в фокусе которого оказался весь персонал больницы. После известия о трагедии отстраненный директор учреждения Илона Балоде отозвала свое участие в передаче, а психиатр больницы Янис Боярс написал заявление об уходе с занимаемой должности.

Кроме того, катастрофически не хватает персонала и реабилитационного персонала. Я думаю, там в достаточно хорошей степени реализовано медикаментозное лечение но это первое впечатление). А насчет других ситуаций я не имею информации (о каких-то жалобах).

Хотелось бы там видеть больше уюта и более домашней обстановки! Там это напрочь отсутствует».

Как уже сообщалось, многочисленные нарушения прав человека, в том числе связывание и болезненные уколы, зафиксировало Бюро омбудсмена в ходе проверки психоневрологической больницы Ainaži. Бюро получало неоднократные жалобы родителей о возможных нарушениях в медучреждении, рассказал омбудсмен Юрис Янсонс.

В заявлениях упоминается конкретный врач — психиатр Янис Боярс. Ведомство вместе с Инспекцией здравоохранения решило провести проверку, которая основывалась на разговорах с детьми и сотрудниками, а также на анализе документов. В итоге сотрудники бюро и инспекции обнаружили, что в больнице недостаточно персонала и неприемлемый уровень терапии. В связи с этим дети стали агрессивными, отметил Янсонс, добавив, что больница ничего не сделала, чтобы исправить ситуацию.

Балоде позднее указала: возможно, решения о фиксации и были зарегистрированы в журнале не вполне корректным образом, но решения об использовании инъекций на 100% принимались только и единственно с подтверждением врача - с его печатью.

Нарушения, констатированные в психоневрологической больнице Ainaži, касаются в основном организации — это не пытки, утверждает глава Рижского центра наркологии и психиатрии Янис Бугинс.

Он указал, что был в больнице вместе с представителями Бюро омбудсмена и Инспекции здравоохранения. В Ainaži констатировали в основном нарушения в организации. Например, не было круглосуточного врачебного надзора, неправильно заполнялись лечебные документы, подростков недостаточно занимали.

Бугинс одновременно подчеркнул, что в больнице трудятся высококвалифицированные медсестры, за детьми ухаживают, они получают хорошее лечение.

Член правления Детской психоневрологической больницы Ainaži Илона Балоде временно отстранена от исполнения обязанностей. Такое решение принято в связи с нарушениями, обнаруженными Инспекцией здравоохранения. Руководить учреждением временно будет Бугинс. 

В свою очередь, сотрудники больницы жалуются, что столкнулись с огромным потоком негатива в свой адрес, хотя стараются всего лишь выполнять свои служебные обязанности как полагается. Между тем им приходится выносить и все вспышки дурного настроения и припадки помешательства у подопечных. Один из пациентов Ainaži в интервью LTV заявил: «Если нападают на персонал, почему не фиксировать... Очень часты случаи нападения на персонал, царапают до крови и синяков. У медсестры разбита губа».

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

15 украинских шахтеров погибли в результате удара российского БПЛА

Российский беспилотник атаковал автобус с шахтерами в Днепропетровской области. Погибли 15 человек, сообщили в энергетической компании ДТЭК.

Российский беспилотник атаковал автобус с шахтерами в Днепропетровской области. Погибли 15 человек, сообщили в энергетической компании ДТЭК.

Читать
Загрузка

Мороз отступает, но шансов на оттепель немного: чем порадует прогноз погоды на неделю

В начале недели погода будет сухой и преимущественно солнечной, к её концу ожидается увеличение снежного покрова и потепление, свидетельствуют прогнозы синоптиков.

В начале недели погода будет сухой и преимущественно солнечной, к её концу ожидается увеличение снежного покрова и потепление, свидетельствуют прогнозы синоптиков.

Читать

Бывший следователь Интерпола: как вербовали эскортниц для Эпштейна в Латвии

Помощник депутата Марис Межалс, ранее бывший следователем Интерпола и имеющий опыт в расследовании дел о торговле людьми, ознакомился с обнародованными ФБР документами по делу Эпштейна. Он обнаружил, что эскортниц вербовали в том числе и в Латвии, причём использовали для этого "старую и хорошо известную схему".

Помощник депутата Марис Межалс, ранее бывший следователем Интерпола и имеющий опыт в расследовании дел о торговле людьми, ознакомился с обнародованными ФБР документами по делу Эпштейна. Он обнаружил, что эскортниц вербовали в том числе и в Латвии, причём использовали для этого "старую и хорошо известную схему".

Читать

Стало известно, сколько должен каждый житель Латвии: велик ли её госдолг?

На конец сентября 2025 года госдолг Латвии в пересчёте на душу населения составлял 10 тысяч 200 евро, о чём свидетельствует информация, обнародованная Советом по фискальной дисциплине (СФД, FDP).

На конец сентября 2025 года госдолг Латвии в пересчёте на душу населения составлял 10 тысяч 200 евро, о чём свидетельствует информация, обнародованная Советом по фискальной дисциплине (СФД, FDP).

Читать

Хосама Абу Мери назвали рабовладельцем; за что?

Всё началось с сюжета на телеканале TV24, в котором глава Минздрава давал пояснения по поводу того, что в его бюро якобы работают аж 20 советников. Он заявил, что это неправда: "У меня в бюро девять работников со ставкой 4,9".

Всё началось с сюжета на телеканале TV24, в котором глава Минздрава давал пояснения по поводу того, что в его бюро якобы работают аж 20 советников. Он заявил, что это неправда: "У меня в бюро девять работников со ставкой 4,9".

Читать

Центр госязыка расскажет депутатам Сейма, как он видит использование госязыка в школах

Комиссия Сейма по образованию, культуре и науке во вторник, 3 февраля, ознакомится с тем, как Центр госязыка видит использование латышского языка в учебных заведениях.

Комиссия Сейма по образованию, культуре и науке во вторник, 3 февраля, ознакомится с тем, как Центр госязыка видит использование латышского языка в учебных заведениях.

Читать

«Вы автобусы вообще моете?» Рижане возмущены тем, как выглядит общественный транспорт

Паблик Neglīta Rīga на платформе "Х" публикует фото автобуса, который выглядит давно не мытым. 

Паблик Neglīta Rīga на платформе "Х" публикует фото автобуса, который выглядит давно не мытым. 

Читать