До оплаты всех счетов за 2022 год, кучи денег в казначействе были выше, а долговые ямы мельче, чем годом ранее. "Резкий рост налоговых поступлений способствовал профициту в размере 349,5 млн евро в государственном специальном бюджете и 235,8 млн евро в муниципальном бюджете", - заявило Министерство финансов (Минфин) по итогам 11 месяцев прошлого года. Хотя профицит не спасает бюджет от дефицита, можно представить его как виртуальные деньги, смысл которых в том, что государству не придется их тратить: "По мере приближения конца года данные Госкассы за одиннадцать месяцев 2022 года показывают улучшение общего баланса бюджета почти на половину, или на 432 млн евро, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, когда дефицит составлял 600 млн евро", - продолжает Минфин.
Деньги выданы и уже отобраны
Доходы в общий бюджет составили 12,9 млрд евро, что на 1,5 млрд евро или 12,6% больше, чем за первые 11 месяцев 2021 года.
Для увеличения доходов не потребовалось ни подвигов Службы госдоходов, ни начала добычи золота или нефти в Латвии. Инфляции было достаточно, потому что государство, в конце концов, получает свою долю от каждой юридической сделки между физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в государстве. Чем выше цены, включая цену труда в терминах заработной платы, тем больше доход для государства.
Все бы хорошо, но инфляция также требует от государства больших расходов. Во-первых, государство, или его правительство, является крупнейшим работодателем в стране, как непосредственно по количеству государственных служащих, так и через контракты с частными компаниями. Во-вторых, государство обязалось гарантировать хотя бы прожиточный минимум для тех, кто не может заработать его сам.
Хотя ситуация в Латвии дошла до такого состояния, что государственные расходы в декабре были аналогичны расходам нескольких обычных месяцев, а полная оплата декабрьских счетов будет продолжаться еще какое-то время, 2022 год будет выглядеть финансово более успешным, чем предыдущие, для которых характерно углубление бюджетного дефицита:

Фото: скриншот с "Неаткариги"
Смысл кривых здесь в том, что за последние пару лет государство положило много денег на банковские счета и в карманы юридических и физических лиц. Однако в прошлом году страна запустила инфляционную помпу и вернула немалые деньги. Однако в этом году от государства потребуется гораздо больше денег. Обоснование требований состоит в том, что и граждане, и предприятия уже видят конец своим сбережениям, если они продолжат истощаться нынешними темпами.
Группы давления пробуют свои силы
Пробным камнем в адрес нынешней политики страны послужило предупреждение врачей Латвийского онкологического центра, являющегося частью Рижской Восточной больницы, которые завили, что двадцать человек уволятся, а лечение рака в Латвии будет практически остановлено.
Они, видите ли, чувствуют себя обманутыми распределением 1,505 млрд евро, выделенных Министерству здравоохранения в прошлом году. Слишком откровенно эти деньги загребали больничные правления, советы и чиновники, руководители проектов, аудиторы, юристы, поставщики вакцин, строители и прочие. Все это можно было покрыть за счет ковидных денег, которые сейчас заканчиваются, так как инфляция набирает обороты. Так что, все эти группы требуют компенсации инфляции, и у каждой из них есть аргументы, почему удовлетворение требований этой конкретной группы будет правильным способом сохранить спокойствие и порядок в стране.
Требования 20 врачей - это лишь капля в море требований, через которые правительство должно провести бюджетный корабль (или лодку, или плот) на 2023 год. Наряду с декларацией правительства, коалиционные партии также подписали Соглашение о фискальной дисциплине: "Мы будем проводить контрциклическую фискальную политику, чтобы обеспечить целевую поддержку граждан и бизнеса во время кризиса и преобразовать экономику путем ускорения роста экспорта и валового внутреннего продукта" и т.д. еще в нескольких десятках предложений.
Для определения курса бюджетному кораблю дана лишь такая цифра, которая "постепенно сократим структурный дефицит общего правительства до 0,5% ВВП в 2025 году и будем поддерживать его на этом уровне в дальнейшем". Тут же, однако, выясняется, что никакого курса нет. Во-первых, между январем 2023 и 2025 годами еще предстоит пережить период непредсказуемых событий. Во-вторых, сверх этого лимита "мы будем финансировать увеличение расходов на оборону и внутреннюю безопасность, а также разовые расходы, связанные со смягчением последствий кризиса, вызванного войной России против Украины, и обеспечением энергетической независимости страны от России". Итак, мы позволим себе финансировать все, что угодно, но что это будет, а чего все же не будет?
Цели пока видны только в календаре
Первый шаг к поиску ответов был сделан на внеочередном заседании правительства, созванном специально для рассмотрения бюджета на 2023 год 22 декабря прошлого года. Заседание проходило в закрытом режиме, и из материалов встречи стало известно только то, что 14 министерств запросили дополнительно 2,23 миллиарда евро, а 16 так называемых независимых учреждений (парламент, канцелярия президента и т.д.; судебная пирамида в этом случае считается как один претендент) запросили 36,8 миллиона евро. На данный момент общая позиция правительства заключается в том, чтобы пристыдить всех, включая министров, и заставить думать, как выделить в десять раз меньше денег только на абсолютно необходимое увеличение расходов.
Дальнейший график таков, что оставшиеся после пристыжения запросы Минфин должен озвучить до 13 января. После этого будет продолжен обмен документами и высказанными при личных встречах мнениями, чтобы 8 февраля правительство смогло представить проект бюджета надзорным органам в Брюсселе и передать проект бюджета в Сейм 9 февраля.











