Разрешение на таксомоторную деятельность нужно обновлять каждые три годы, Дирекция автотранспорта проверяет, нет ли у водителя штрафных пунктов и есть ли у него хотя бы трехлетний стаж вождения.
“В этом году от нас требуют, кроме всего прочего, чтобы водители такси имели уровень знания госязыка хотя бы на B1 - разговорный. Я так понимаю, что это требование должно относится к гражданам третьих стран, но не к латышам”, - говорит Дайга.
Дайга сохранила многие из ее документов об образовании, но они не убедили Дирекцию автотранспорта. Не смотря на то, что латышский язык для нее родной. Она окончила 8 классов Вентспилсской школы в 1981 году, а муж в 1972 году окончил техникум - и в их документах нет ни словечка о том, что оба учились на латышском языке.
“Теперь мы, латыши, ходим по архивам, платим деньги. Например, в Вентспилсе такая услуга стоит 15 евро. Чтобы получить справку, что учился в латышской школе, на латышском языке. Это означает, что мы платим деньги за то, что мы - латыши и умеем говорить по-латышски”, - досадует Дагния.
Для того, чтобы подтвердить, что знаешь язык, не подходит ни паспорт Латвии, ни запись в нем о национальности - латыш. При этом коллеги Дагнии из нацменьшинств - спокойно отправили в дирекцию справку о знании языка. И на этом их проблемы окончились. А представителям титульной нации приходится полмира обойти, чтобы доказать то, что и так понятно.
Житель Вентспилса Анатолий, русский по национальности и гражданин Латвии по паспорту, хорошо знает госязык. Но и он удивлен отношению дирекции к коллегам-латышам.
“Ну почему латышам, рожденным в Латвии, учившимся в латышской школе, нужны такие удостоверения? Это же дебилизм”, - считает он.
Дайга же думает, что если таксист не сможет доказать, что умеет говорить на госязыке хотя бы на разговорном уровне, то ему придётся искать другую профессию.
В Вентспилсе, кроме Дагнии, работают еще около 15 таксистов.
Представитель Дирекции автотранспорта Зане Плоне отметила, что новое требование было введено прошлым летом, потому что была получена куча жалоб на то, что представители этой профессии не владеют госязыком. Например, в мобильном приложении отмечено, что водитель говорит по-латышски, а на самом деле языка он совсем не знает. Даже поздороваться не может.
Новые требования были введены, чтобы отсеять таких недобросовестных водителей. Единственное, что обещает дирекция автотранспорта - после подтверждения знания госязыка - процедуру не придётся каждый раз повторять.
"В таксомоторном регистре у нас зарегистрировано 8000 водителей. И до этого момента мы исключили из него 22 человека за незнание госязыка, а жалоб было намного больше. Хорошая новость в том, что шоферы знают о такой необходимости и активно подают нам данные. Так что года через три эта проблема больше не будет стоять", - говорит Плоне.