"Нельзя принять битву в месте, где у тебя нет шансов на победу. Ну, хорошо, пришли бы мы туда в Задвинье в составе 50, ну сотни человек… Что дальше? Но рано или поздно мы к этому придем", - глава организации «Тевияс сарги» ("защитники отечества") Янис Силсом в интервью "Неаткариге" о своем бойцовском клубе, убеждениях и борьбе с 9 мая.
- "Тевияс сарги" – это национально-радикальная организация, как утверждают СМИ?
- Национальная, конечно, так как наши убеждения основываются на национализме. Радикальная… возможно, да, если это слово трактовать в его изначальной сути, а не вешать как ярлык. Слово «радикализм» произошло от латинского radix, это означает «корни». По своей сути радикализм – это склонность решать проблему в корне. До конца. С такой точки зрения, конечно, можно сказать, что мы радикальны.
- Внимание к вам оказалось приковано в контексте кризиса мигрантов. Латыши на протяжении десятков лет дрались с русскими. У этого есть историческое обоснование – оккупация. Но почему мы должны начать борьбу с азиатами и африканцами?
- Как бы тебе ответить… Какие вообще основания для драки? Вначале мы дискутируем словесно. Словами мы не можем убедить друг друга и тогда переходим к использованию языка тела.
Но то, что СМИ о нас пишут только через призму иммигрантов – это поддержание образа, созданного самими СМИ. Да, мы проводили акции протеста против иммиграции, но это отнюдь не единственный вопрос, которым мы задаемся.
Те же самые вечерние прогулки – это, на самом деле, своеобразная тренировка для парней. Они занимались в зале [боевыми единоборствами], обрели какие-то знания и навыки, и потом мы идем по улице и учимся брать на себя ответственность за происходящее вокруг.
- Поясни, пожалуйста, что такое вечерние прогулки.
- Это то, о чем больше всего писали СМИ. Наши парни в одежде с символикой нашей организации ходят по Риге…
- Идете по Болдерае и ждете, когда гопники к вам пристанут?
- Нет, мы ничего не ждем. В настоящее время это мероприятие - просто реклама нашей организации. Ребята ходят, и в случае каких-либо нарушений общественного порядка, реагируют в соответствии с ситуацией и законом.
- В твоей биографии было много политики: "Клуб 415", движение евроскептиков, борьба против евро. Ты изменил свое мнение по какому-либо из этих вопросов?
- Нет. Может какие-то вещи с накоплением жизненного опыта сейчас бы сделал немного иначе, но на уровне принципов я остаюсь при своем. В 2001 году мы сделали буклет, привели причины, почему мы не должны вступать в ЕС и одним из пунктов как раз и была угроза иммиграции.
Художник нарисовал хорошую карикатуру. Шлагбаум на границе. По одну сторону стоит латыш в национальном костюме, а за спиной у него люди – с красными флагами, увешанные орденами и звездочками. А по вторую сторону шлагбаума стоит европейский чиновник и негр с косичками и мешком на плечах, и чиновник Янису говорит: ты сперва интегрируй этих своих, и тогда мы интегрируем тебя. Эта история происходит сейчас.
- Будут ли еще какие-то акции протеста?
- Ну, что-нибудь да будет, но смысл от этих акций есть либо тогда, когда есть те, кто прислушивается. Либо ты можешь сделать что-то настолько масштабное, что не услышать невозможно.
Конечно, тысяча человек, как было на самой крупной нашей акции, это лучше, чем сотня. Но с точки зрения реального влияния это ничего не поменяло. Другое дело, если бы собрались не тысяча, а 20 тысяч человек и центр Риги из-за этой массы людей встал на один день. И, если надо, еще на два дня, если надо – на неделю.
- У памятника Победы 9 мая собирается куда больше людей.
- Но это другое. Все-таки это фестиваль с шашлыками на открытом воздухе.
- И что делать с этим фестивалем? Он задевает многих латышей.
- Конечно, 9 мая – это одно из явлений, порочащих Латвию. И при определенном соотношении сил "Тевияс сарги" приложат все силы, чтобы это прекратить. Но до этого нам еще надо подрасти.
Нельзя принять битву в месте, где у тебя нет шансов на победу. Ну, хорошо, пришли бы мы туда в Задвинье в составе 50, ну сотни человек… Что дальше? Но рано или поздно мы к этому придем.
И это тоже он. Костюмчик прямо для 9 мая.