Исследование охватывает период с января 2021 года по май 2023 года. KP оценил сотрудничество поставщиков и ритейлеров, а также оценил корреляцию изменения цен на этапах цепочки поставок и изменения розничных цен. Всего были запрошены данные у 28 ритейлеров и 40 производителей/поставщиков из Латвии и за пределами Латвии, например из стран Балтии, Германии, Италии.
«Наряду с ростом себестоимости продуктов питания, вызванным войной России в Украине и нехваткой сырья, энергетическим кризисом и инфляцией, конечные цены на продукты питания в магазинах также стремительно выросли. В конце 2022 года по сравнению с декабрем 2018 года потребительские цены на продукты питания выросли на 44,9%. Как у Совета по конкуренции, так и на политическом уровне, и у общества в целом возникли вопросы, оправданы ли высокие цены в магазинах. Хотя Совет по конкуренции не имеет право регулировать цены и в его компетенцию не входят вопросы инфляции, нас очень интересовали конкурентные условия на рынке, вопросы сотрудничества между производителями и торговцами, независимое ценообразование. Благодаря этому исследованию мы получили уникальные перекрестные данные, в том числе и о том, как формировались цены на продукты питания, которые теперь могут использоваться ответственными органами для принятия решений на основе данных», - объяснил председатель КР Юрис Гайкис.
В КР подчеркивают, что если ритейлеры будут проводить равную ценовую политику, молочная продукция независимых брендов станет более доступной для конечных потребителей и это повысит покупательную способность потребителей. То же самое касается и ценовой политики на молочную продукцию, производимую в Латвии.