Глава эстонской Торгово-промышленной камеры Майт Палт хвалит местную Службу государственных доходов и с беспокойством размышляет о том, какие налоговые ветра в политику принесет с собой новое правительство Эстонии.
Фрагмент из интервью на Rus.db.lv:
Латвийские предприниматели уже много лет с белой завистью наблюдают за тем, как хорошо идут дела у эстонских предпринимателей. Как у вас обстоит с этим на самом деле?
В Эстонии и правда очень просто заниматься бизнесом, а также общаться с чиновниками и ответственными лицами. Неважно – налоговая это служба или нет. Наша СГД – с предпринимательским мышлением. По крайней мере
в течение последних пяти лет эта служба значительно ушла от практики наказывать и контролировать, поэтому мы действительно можем сказать, что это наш советник. Служба советует, что и как надо делать.
Выглядит просто. Почему, по-вашему, нам в Латвии так сложно ввести такой порядок?
Сложно сказать. Осенью прошлого года проходил семинар в Малпилсе. В нем принимали участие латвийский министр финансов и наш бывший глава СГД.
У меня тогда появилось ощущение, что в Латвии главной задачей СГД по-прежнему является собрать как можно больше налогов
и, чтобы это сделать, конечно, им приходится проводить как можно больше проверок. Не было ощущения, что СГД хочет стать партнером. В Эстонии ты смело можешь пойти в СГД и сказать, что у тебя, например, проблемы с партером по бизнесу, или что ты еще не произвел все выплаты, и поэтому не заплатил налоги. В Латвии такое невозможно.
В Латвии многие говорят о переносе бизнеса в Эстонии. У вас много наших компаний?
Да, число латвийских компаний в Эстонии растет, самый большой рост был до 2014 года. Однако мне сложно сказать, какие для этого причины. Могу лишь сказать, что это нормальный процесс, эстонские компании тоже переносят деятельность в Латвию. У меня нет точных цифр, но я знаю, что перенос бизнеса происходит в обоих направлениях. Похожие процессы происходят между Эстонией и Финляндией. Финны приходят к нам, мы – к ним. Если есть ощущение, что латвийцы начали делать это активнее, то, видимо, мы идем в правильном направлении. Мы что-то делаем лучше.
Например, у нас сравнительно низкий уровень коррупции.
Эта разница настолько чувствуется?
Конечно, у вас [в Латвии] уровень коррупции и протекционизма гораздо более выражен, чем в Эстонии. В одной отрасли, где это можно ясно видеть – публичные закупки. Эстонские компании привыкли работать в скандинавской бизнес-среде.
Некоторым нашим предприятиям высокий уровень латвийской коррупции кажется просто неприемлемым. Это стало причиной, почему они свою деятельность перенесли обратно в Эстонию.
Почему же эстонские предприятия выбирают развивать бизнес в Латвии?
Просто для расширения рынка в целом.
Для этого есть и другие рынки.
Конечно, компанию можно открыть везде. Если вы спросите, принесет ли эстонскому предприятию расширение рынка в Латвию большую отдачу, чем, например, в страны Скандинавии, то я бы этого не утверждал. Эстонские предприятия, рассматривая расширение на зарубежные рынки, предпочтение отдают все же Финляндии. Затем идет выбор между Латвией и Швецией.
В Эстонии, в отличие от Латвии, нет микроналога. Может, это помогло заманить ваших предпринимателей в Латвию?
В Эстонии много обсуждалось, не ввести ли и нам похожую модель для малых и средних предприятий. В этом году обсуждают, что надо бы создать единый регистр предпринимательской деятельности. Например, если малое предприятие получает деньги за свои услуги, он платит 20 процентов налогов и ничего больше. Посмотрим, как пойдут дела. В целом можно сказать, что Эстонии латвийский налог на микропредприятия не показался слишком привлекательным. Мне сложно сказать почему. Возможно, наши малые предприятия не были настолько информированы об этом микроналоге. Однако стоит принять во внимание, что оценивается не только один налог, но в целом вся система.