Латвийские граждане РФ — это люди, которые живут рядом с нами, получают такие же счета за коммунальные услуги, ходят в те же магазины, в ту же поликлинику, едут по тем же дорогам, ходят по тем же улицам. Но если они не подали документы на европейский ВНЖ, даже если у них не истек действующий срок вида на жительство, или не сдавали повторно экзамен по латышскому язык — они становятся чужими: не нашими, персонами, нелегально проживающими в латвийском государстве.
Таковы требования новых норм Закона об иммиграции, которые особой статьей выделили эту группу постоянных жителей — бывших граждан и неграждан Латвии, которые приняли подданство России. В основном — из–за возможности раньше получать пенсию по старости и без ограничений за некоторые периоды советского стажа, которые распространяются на неграждан, претендующих на латвийскую пенсию...
Проверка на прочность
Как уже не раз отмечали некоторые политики и правозащитники, поправки были приняты поспешно, без учета многих моментов самого процесса, а главное – без учета человеческого фактора. Да и кто его учитывает в нынешние времена... Законы становятся все более «субъективными», принимаются под какие–то группы лиц.
На календаре декабрь, позади 30 ноября — дата, до которой, согласно поправкам к Закону об иммиграции, граждане России — бывшие граждане и неграждане Латвии, не подавшие документы на получение европейского ВНЖ, должны покинуть Латвию.
За буквой закона стоят тысячи людей, многим новые требования сократили годы жизни. Это же не только стресс во время сдачи экзамена, подготовки к нему и ожидания результата. Это утрата права на лечение по госценам, на получение социальной поддержки в оплате квартиры и коммунальных услуг: у многих мизерные российские пенсии.
Кто проходил онкологическое лечение – остался один на один со страшной болезнью, у другого подходила очередь на сложную операцию по квоте, а «скорую помощь» теперь старикам и вовсе не вызвать. За вызов «неотложки» для тех, кому не положены софинансируемые государством услуги здравоохранения, надо уплатить 191,68 евро!
Почему тем, кто должен покинуть страну до 30 ноября, законодательно не продлили право на медицинское обслуживание по государственной цене? Ведь в период сборов, ожидания перемен, которые вызваны обстоятельствами, здоровье пожилых людей то и дело дает сбои...
Тревожное ожидание
Нина Васильевна после ликвидации Рижского электромеханического завода в начале 1990–х постоянную работу найти не могла. На заводе она работала в отделе сбыта, то есть оказалась человеком без профессии. Куда все пошли после закрытия заводов и фабрик? На базар. Но торговля не всем удается. Муж тоже работал то сторожем, то грузчиком, несмотря на возраст.
До пенсии было далеко, и когда ей исполнилось 55, она послушала разговоры знакомых и тоже попросила гражданство РФ. В 57 лет ей назначили российскую пенсию. Это было хорошим подспорьем. Но в последние годы пенсия стала символической – хорошо, что дети выросли и могли чем–то помочь.
Латышский язык она знала минимально: в Латвийскую ССР, часть большого Союза, приехала из Воронежской области после института, по распределению. Здесь и замуж вышла. И вот в 68 лет она встала пред фактом, что надо выучить и сдать язык — или уехать. А куда? На малой родине уже никого из родни не осталось, да и того поселка, откуда она родом, давно уже нет.
— Я пошла на курсы и дополнительно занималась с мамой мужа дочери, она учительница, и ей латышский положено знать по статусу, — рассказала Нина. – За курсы заплатила 300 евро – это больше моей российской пенсии. Хорошо, семейный врач посоветовала пойти к неврологу и взять справку о состоянии здоровья...
Тут читательнице повезло, если так можно сказать. Ее заболевание давало освобождение от письменной части экзамена. Устную часть она сдала – как могла. Как она говорит: собирала все свои моральные и физические силы. Но потом пришлось долго ждать ответа от языковой комиссии – три месяца.
Когда уже не стало сил ждать, позвонили в Центр содержания качества образования. Оказалось, что письмо отправлено по другому адресу. Почему? Кто за это отвечает? Ведь «студенты», приходя на экзамен, получали квитанцию на уплату 12,50 евро, если они желают получить ответ обычной почтой – в конверте. Как происходят такие ошибки? Может быть, тоже человеческий фактор...
К счастью, ответ оказался положительным, и Нина Васильевна при помощи дочери, сватьи и знакомого юриста ответила на вопросы анкеты и отправила заявление с приложениями в Управление по делам гражданства и миграции (PMLP). Еще летом. Мучилась в ожидании ответа, переживали ее дочери, внуки.
Ответ пришел в ноябре — к счастью, положительный.
Сколько затрачено нервов, моральных и физических сил, которых уже не так уж много осталось у пожилых людей... Легко ли восстановиться после таких испытаний?
Со второго раза
Лариса С. сдала экзамен со второго раза. Пришлось интенсивно учиться. Она больше 40 лет живет в Латвии, окружение русское, а когда надо составить заявление или прочитать документ – сын помогает, он хорошо знает латышский.
— Когда в прошлом году приняли закон о том, что надо сдавать государственный язык, я сначала думала, что закончатся выборы в Сейм и все уляжется. Но оказалось, что это всерьез, — рассказала Лариса.
Уезжать из Латвии некуда, родители давно умерли, а братьев и сестер у нее нет. Поэтому она приняла решение – выучить язык и сдать. Записалась на платные курсы, но ей не понравилось, как преподавали, и много народу в группе. Три месяца – по два раза в неделю по полтора часа.
Как она теперь вспоминает, двух раз в неделю мало: забываешь, что выучил на прошлом уроке, ведь надо делать и повседневные дела, а она еще работает. Поэтому, провалив первый экзамен, она взяла отпуск на работе и углубилась в латышский язык.
Три часа каждый день – такие курсы она нашла, а потом вечером дома еще два часа зубрежки правил, слов, чтения, пересказа... И фактически больше ничего в жизни. Только одна цель.
Лариса рассказала, что среди однокурсников было много тех, кто сидел на успокоительных таблетках, кто боялся экзамена, заранее был уверен в неудаче, и тех, кто ругал всех и вся.
Но высота взята. Теперь надо на работе наверстывать упущенное. Но зато есть шанс получить постоянный ВНЖ на пять лет – европейский...
Болезни, горе, безысходность
А ведь было немало случаев, когда люди сдали все документы, даже получили положительный ответ — а их лишили прав на пенсии и медобслуживание. Техническая ошибка... Как это пережить, когда тебе за 80, да даже в 70? Им надо было идти в управление, выяснять обстоятельства. А ведь при таком напряжении, когда стоит вопрос: остаться или уезжать неведомо куда? – у кого–то могут не выдержать сердце, сдать нервы.
В социальной сети была информация о случае самоубийства гражданина России из–за потери ВНЖ в Латвии. Где гарантия, что это единственный случай?
86–летняя жительница Даугавпилса в июле получила новую карточку ВНЖ – как полноправный житель Европы. А в сентябре прислали письмо, что карточку аннулируют, пенсию не платят...
Одна женщина в возрасте 93 лет умерла в паллиативном отделении больницы вскоре после того, как ей прислали письмо с сообщением покинуть страну добровольно. Куда такие старики могут ехать?
Зафиксированы 402 случая аннулирования ВНЖ тем, кто был освобожден от экзамена...
Судьбы людей, попавших в политические жернова, многих не оставили равнодушными. Правозащитники, юристы, общественные организации, отдельные жители помогали и помогают подготовить документы, разъясняют права даже в такой непростой ситуации.
Волонтеры в Даугавпилсе, например, наладили гуманитарную помощь старикам, оставшимся без пенсии вследствие жестких норм закона.
А с другой стороны – нескрываемая неприязнь и торжество. Это политика, а она выше человечности...
Вера СТЕПНОВА