-Руководитель Управления гражданства и миграции Майра Розе неоднократно заявляла, что каждый случай, касающийся лишения ВНЖ, будет рассматриваться индивидуально. Как это выглядит в жизни, я вижу каждый день - по своим многочисленным клиентам, - говорит Элита Косака. И приводит примеры.
-Вот мужчина 88 лет (тяжело болен). В начале апреля отправил весь пакет документов в УДГМ. В мае ему написали, что в течение года они будут рассмотрены, но вскоре сообщили, что он заново должен подать документы, а его ВНЖ теряет силу со 2 сентября и 30 ноября ему предлагается покинуть территорию Латвии. И ВНЖ ему действительно аннулировали! Вместе с этим он лишился пенсии, социальной помощи, дома...А ведь здесь все его близкие - дети, внуки. Они даже не говорят ему, что он бомж...
Но дело даже не в сантиментах - юрист подчеркивает, что главная проблема во всей этой тематике, это полная неразбериха. И в законодательной базе, и в исполнении. Чиновники заявляют одно, делают другое, часто противоречат сами себе. Информационная кампания не только не помогает людям понять свои права и обязанности, но даже напротив - вводит их в заблуждения. Даже журналисты при помощи многочисленных экспертов не смогли разобраться в новшествах, чиновники не смогли разъяснить обладателям этих самых ВНЖ тонкости требований к ним, а крайними остаются больные пожилые люди (как известно, в подавляющем большинстве гражданство РФ и брали ради пенсий).
Но вернемся к вышеописанному случаю.
-Чиновники получили документы, из которых видно, что человеку 88 лет, что сдавать языковой экзамен ему не нужно (ограничение по возрасту - 75 лет), что он серьезно болен, - говорит Косака. - Вместо того, чтоб "рассмотреть случай индивидуально" и хотя бы ответить человеку по существу, они совершенно не вникая в ситуацию, чисто технически требуют новый пакет документов и вносят ещё большую путаницу. Как, подумайте, этот человек в его-то 88 лет, будет собирать документы, носить их, объясняться с ведомствами и исполнять предписание о выдворении? Понятно, что все хлопоты легли на плечи его детей и внуков, то есть, требования перед мужчиной ставят заведомо невыполнимые. Так работает система. Вопреки заявлению руководительницы УДГМ. Обратной связи нет - только рекомендации, требования, заявления.
...Другой случай: человек работает за границей по контракту с иностранной фирмой. Приехал на экзамен - не сдал. Теперь может приехать только в мае следующего года. Ко - нет. Кто-то думал, как этот закон будет работать на практике? Кстати, имеются же директивы ЕС о правах граждан третьих стран, которые долгосрочно проживают на территории этих стран. В соответствии с ними, ВНЖ нужно делать в течение 4-х месяцев, у нас же - в течение года. Уже нарушение международного законодательства. Получается, от людей требуется все (сбор справок, оплата врачей, экзаменов и прочее), от государства - ничего.
...Третий случай: мужчине 66 лет. У него в Лиепае двое сыновей (один из которых инвалид детства), четверо внуков. Экзамен по языку не сдал - ВНЖ аннулировали прислали сообщение о том, что до 30 ноября сего года он должен покинуть Латвию. Мы попытались оспорить в Лиепайском суде это сообщение, но суд отказал нам. Оказалось, сообщение оспорить нельзя - оспорить можно только решение. Но решения о выдворении человека нет. Выходит, его и выселяют из страны незаконно - на основе сообщения. Те же директивы ЕС говорят о том, что сообщение не имеет силы - только решение. Теперь мы подали в Верховный суд жалобу на Лиепайский суд.
-Конечно, когда юрист начинает заниматься этими вопросами, дело поворачивается иначе, - говорит Элита Косака, - но ведь не каждый латвийский пенсионер-гражданин РФ будет ходить с юристом по инстанциям. Это люди в возрасте, часто достаточно серьезно больные, они и пакет требуемых документов собрать сами не смогут. И вот этим чиновники, получается, пользуются. А где же заявленный индивидуальный подход?