Что произошло?
Катерина Мефтод бежала в Латвию со всей семьей вскоре после начала полномасштабного вторжения России в Украину и через несколько месяцев устроилась на работу в пиццерию, хотя в Украине училась на юриста, сообщали TV3 Ziņas.
Через несколько месяцев в пиццерию пришел инспектор VVC, поскольку поступила жалоба о том, что клиентов там обслуживают по-русски.
Большую часть времени украинка работает только поваром и не общается с клиентами, но иногда приходится подменять коллег, работающих в зале. Катерина говорит, что знает стандартные фразы на латышском языке и посещает языковые курсы.
Начальник Мефтод расстроен случившимся, поскольку боится, что он тоже может получить наказание, хотя закон предусматривает, что украинцев можно принимать на работу даже без знания латышского, если это не мешает им выполнять обязанности.
Что сказано в законах?
Закон о поддержке гражданского населения Украины в Латвии позволяет трудоустроить украинцев без знания государственного языка, если это не мешает выполнению трудовых обязанностей.
То есть работодатели могут трудоустроить украинских граждан на те должности и по тем профессиям, которые не связаны, например, с обслуживанием клиентов.
Так, в сфере общепита украинские граждане могут работать на кухне или в зале, но при этом не могут обслуживать клиентов, если их уровня латышского языка для этого недостаточно.
Есть исключения
В то же время в VVC отмечают, что закон о поддержке гражданского населения Украины предусматривает исключения для практикующих врачей, фармацевтов и водителей такси.
В VVC поясняют, что упомянутые правовые нормы обязывают работодателя - медицинское учреждение, аптеку или оптового торговца лекарствами - обеспечить общение, необходимое для профессиональной деятельности сотрудника: то есть чтобы соответствующая информация предоставлялась на государственном языке с помощью переводчика.
В свою очередь, часть четвертая статьи 16 Закона о поддержке гражданского населения Украины предусматривает, что гражданским лицам из Украины, которым предоставлено право управления транспортным средством для коммерческих перевозок пассажиров на такси или легковом автомобиле, знание государственного языка не требуется.
За неиспользование государственного языка в объеме, необходимом для выполнения профессиональных и должностных обязанностей, в 2023 году были административно наказаны 566 лиц. Сколько из них - граждане Украины, VVC не раскрывает. Отмечая лишь, что на занятых в сфере обслуживания украинцев пришлось около 2% от общего числа жалоб. В основном речь шла о магазинах и общепите.
Административное наказание предполагает предупреждение или штраф: для физического лица (работника) - от 35 до 700 евро, а для юридических лиц за заключение трудового договора с работником без должных навыков - от 700 до 1400 евро.
Старательно учат язык
Впрочем, большинство работодателей, трудоустроивших пострадавших от войны людей, с проблемами не сталкиваются.
Как рассказала директор по управлению персоналом Mēness aptieka Байба Педраудзе, сейчас в их сети работают пять сотрудниц из Украины. Каждого работника из Украины курирует коллега-наставник, который помогает освоиться на рабочем месте и разобраться с местной спецификой и ассортиментом, в случае необходимости вступает в беседу с клиентом, а также помогает в решении бытовых вопросов. На форменной одежде до сих пор есть бейджи, информирующие об этом.
В свою очередь, в 1-й Рижской больнице рассказали, что у них трудоустроены 20 граждан Украины: 6 врачей, 5 медсестер, 1 помощник врача, а остальные - обслуживающий и технический персонал.
Медработники должны получить от Латвийского общества врачей или Инспекции здравоохранения разрешение на практику в Латвии для оказания краткосрочных профессиональных медицинских услуг.
Чтобы не возникало языковых недоразумений с пациентами, на сайте больницы и на портале самозаписи piearsta.lv в профиле специалистов указано, что врач из Украины, и перечислены языки, на которых можно получить консультацию. Латышский язык медицинские работники стараются освоить.