К рассмотрению уголовного дела суд приступил 3 октября 2016 года. При этом предварительные слушания по делу начались еще раньше - 25 июля 2016 года. По просьбе обвиняемых дело рассматривала коллегия присяжных. Она должна была решить, виновны подсудимые или нет. Оглашение вердикта присяжных ожидалось 27 июня, но несколько раз откладывалось. 29 июня присяжные все же призналивсех пятерых подсудимых виновными и не заслуживающими снисхождения.
После этого суд мог вынести только обвинительный приговор. Вопрос оставался только в сроках, которые он назначит подсудимым. Гособвинение просило для Дадаева пожизненного лишения свободы, а для других фигурантов - от 17 до 23 лет лишения свободы. В частности, для Анзора Губашева гособвинение просило 23 года, Шадида Губашева - 21 года, Эскерханова - 19 лет, Бахаева - 17 лет в колонии строгого режима.
Защита подсудимых уже тогда заявила, что, независимо от сроков наказания, которые назначит суд, она будет обжаловать приговор.
Вердикт суда оказался более мягким, чем просила прокуратура
Вынося приговор 13 июля, Московский окружной военный суд квалифицировал действия подсудимых как убийство по найму из корыстных побуждений (ч. 2 ст. 105 УК РФ, пп ж и з), а также как незаконный оборот оружия организованной группой (ч. 3 ст. 222 УК РФ).
За убийство Дадаеву назначено 17 лет лишения свободы, а за незаконный оборот оружия - семь лет лишения свободы.
Согласно приговору, Дадаев лишен воинского звания лейтенанта, а также государственной награды - Ордена Мужества. Также суд назначил ему штраф в 100 тыс. рублей, не найдя оснований для назначения ему ограничения свободы после отбывания наказания.
Другие фигуранты дела получили от 11 до 19 лет лишения свободы. Так, Анзору Губашеву суд назначил наказание в виде 19 лет. Его брат Шадид Губашев получил по решению суда 16 лет, Темирлан Эскерханов - 14 лет, Хамзат Бахаев - 11 лет колонии строгого режима. Все фигуранты оштрафованы на 100 тысяч рублей. Им назначено дополнительное наказание в виде двух лет ограничения свободы после отбытия основного срока.
Эскерханова суд лишил специального звания прапорщика полиции. В то же время при вынесении решения суд учел, что ранее фигуранты ни в чем предосудительном замечены не были, имеют положительные характеристики, а также наличие малолетних детей. В срок отбывания наказания фигурантам зачтен срок нахождения их под стражей в период расследования дела и судебного разбирательства, то есть с марта 2015 года, передает ТАСС.
Приговор не устроил ни одну из сторон
Представители дочери Бориса Немцова Жанны заявили, что осужденные - "это только часть исполнителей убийства". "Теперь на скамье подсудимых должны оказаться организаторы и заказчики преступления, имена некоторых из них мы уже знаем", - сказал "Интерфаксу" адвокат потерпевшей Вадим Прохоров. Он также отметил, что заказчики и организаторы убийства Немцова должны получить более солидные сроки. По его мнению, первым делом следствию необходимо допросить бывшего командира осужденного Заура Дадаева Руслана Геремеева.
Недоволен приговором остался и бывший соратник Немцова Илья Яшин, присутствовавший при оглашении решения суда. Он назвал назначенное Дадаеву наказание недостаточным. По мнению Яшина, срок непосредственному убийце политика "вызывает вопросы". Единственным адекватным наказанием для него, по мнению Яшина, было бы пожизненное заключение.
Яшин отметил важность того, что ключевые исполнители понесли наказание, однако добавил, что "никакого удовлетворения нет, пока заказчики этого преступления остаются на свободе".
Приговор фигурантов по делу об убийстве политика Бориса Немцова будет обжалован, заявил "Интерфаксу" адвокат одного из них Заурбек Садаханов. "Конечно, мы обжалуем приговор. Дали 11 лет человеку, который ничего не совершал", - сказал адвокат Хамзата Бахаева Садаханов. Как сообщалось, сомнения в виновности Бахаева ранее озвучивали представители потерпевшей стороны.
Адвокат признанного киллером Заура Дадаева заявил, что суд исключил из материалов дела, предоставляемых присяжным, запись с камеры от подъезда, которая доказывает его алиби. "Данное видео доказывает, что в момент убийства Заур Дадаев находился у себя дома и не имеет никакого отношения к убийству", - сказал адвокат Шамсудин Цакаев.
Адвокаты фигурантов дела об убийстве Немцова намерены обжаловать приговор в Верховном суде РФ, но не исключают, что могут дойти до Страсбургского суда. "Мы обратимся с жалобой на приговор в Верховный суд и в Европейский суд (по правам человека), думаю, и до надзорной инстанции дойдем", - заявила адвокат Анна Бюрчиева, представляющая интересы Темирлана Эскерханова. По ее словам, в ходе рассмотрения дела было допущено огромное количество нарушений. "Поэтому, по моему мнению, приговор будет в итоге отменен", - считает она.
Гособвинение также не исключило возможности обжалования приговора в отношении Дадаева. Это будет решено "после получения и тщательного изучения копии приговора и решения вопроса о его обоснованности", заявила журналистам в четверг прокурор Мария Семененко. О сроках другим осужденных представитель гособвинения никак не отозвалась.
Следствие по делу об убийстве Немцова продолжается
Вещественные доказательства по делу переданы в СК, где продолжается расследование уголовного дела. Следствие продолжает сбор доказательств в отношении организаторов убийства Бориса Немцова, сообщила "Интерфаксу" в четверг официальный представитель Следственного комитета (СКР) Светлана Петренко.
Она напомнила, что один из фигурантов уголовного дела Руслан Мухудинов находится в международном розыске. Уголовное преследование в отношении еще одного подозреваемого Беслана Шаванова прекращено в ноябре 2015 года по нереабилитирующим основаниям в связи с его смертью при самоподрыве в ходе задержания в городе Грозном, добавила собеседница агентства.
По словам Петренко, в ходе расследования убийства следствие проверило версию о религиозном мотиве преступления, однако она не нашла подтверждения, что говорит о том, что исполнителями двигала исключительно корысть.
Ранее Заур Дадаев и Анзор Губашев уверяли, что убийство Немцова было совершено ими по мотивам религиозной ненависти, так как потерпевший поддержал карикатуры в отношении пророка Мухаммеда во французском журнале в январе 2015 года.
Однако, по версии следствия, собранные доказательства свидетельствуют о том, что подготовка к убийству Немцова была начата участниками организованной группы задолго до публикации карикатур - еще в сентябре 2014 года. Это полностью исключает мотив убийства на религиозной почве и указывает на корыстный мотив обвиняемых, то есть за обещанное вознаграждение в размере не менее 15 млн рублей, пояснила Петренко.
29 июня коллегия присяжных признала всех пятерых подсудимых по делу об убийстве Бориса Немцова виновными без снисхождения. Бывшего офицера батальона Министерства внутренних дел "Север" Заура Дадаева следствие считает киллером, который шесть раз выстрелил в спину Немцову, когда он шел по Большому Москворецкому мосту напротив Кремля. Свою вину Дадаев не признал.
Анзор и Шадид Губашевы, по версии гособвинения, участвовали в планировании слежки за Немцовым и наблюдали за его убийством из автомобиля ZAZ Chance; Темирлан Эскерханов наряду со слежкой обеспечивал подельникам безопасность и помог скрыться из Москвы, а Хамзат Бахаев участвовал в сборе информации о Немцове, перевозил преступников на своем автомобиле и предоставил временное жилье в Подмосковье на период подготовки к убийству.
Защита подсудимых ранее уже заявила о намерении обжаловать приговор на основании обвинительного вердикта, который вынесет суд.
В то же время дочь политика Жанна Немцова считает, что дело осталось нераскрытым. Она напомнила, что "следствие умудрилось даже не найти" Руслана Мухудинова, водителя Руслана Геремеева, которому предъявлено заочное обвинение в организации убийства ее отца, "хотя мы его считаем одним из исполнителей". Она заключила, что это "не полноценное расследование, а его имитация".
"Следствием было практически достоверно установлено, что зам. командира батальона "Север" Руслан Геремеев (человек из близкого круга Рамзана Кадырова) был старшим в преступной группе, однако ему не было предъявлено заочного обвинения и он даже не объявлен в розыск", - добавила Жанна Немцова. При этом, по ее словам, "следствие и суд фантастически упорствовали в непризнании убийства политическим".
Помимо тех, кто оказался на скамье подсудимых, их сообщник Беслан Шаванов погиб при задержании в Грозном. Также продолжается расследование выделенного в отдельное производство уголовного дела в отношении предполагаемого заказчика и организатора убийства Руслана Мухудинова, который с ноября 2015 года находится в международном розыске, и в отношении других неустановленных лиц.
Борис Немцов был застрелен поздно вечером 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту, когда он возвращался домой со своей спутницей, украинской моделью Анной Дурицкой. Убийца выпустил шесть пуль в спину Немцову, четыре из них достигли цели. К этому времени автомобиль сообщника бандита поравнялся с местом происшествия, киллер сел в машину и они уехали. Немцов умер на месте от полученных ранений.