Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Чт, 4. Декабря Завтра: Baiba, Barba, Barbara
Доступность

Семь лет в Нидерландах: рижанин — о тонкостях жизни в новой стране

В эту страну бывшего рижанина, 28-летнего Алексея ЖИТКЕВИЧА привлёк интерес к альтернативной энергетике. Часто пишут, что Латвию покидают по экономическим соображениям: мол, не устраивает зарплата. Но у выпускника Ринужской средней школы, изначально не было желания куда-либо уезжать. В Риге он чувствовал себя вполне комфортно. Однако жизнь диктует свое...

Сегодня Алексей (впрочем, он давно привык, что его называют Алексом) работает инженером и проект-менеджером в департаменте исследования и развития крупнейшей мусороперерабатывающей нидерландской компании «Аттэро». Кроме того, он учится на магистра в сфере индустриальной экологии в старейшем в стране (основан еще в 1575 году) Лейденском университете.

Заинтересовался альтернативной энергетикой

- Почему все-таки уехали?

- После школы нужно было идти учиться дальше. Из всех возможных вариантов хотелось попасть в самое престижное учебное заведение, которым, как я тогда считал, являлся рижский филиал Стокгольмской школы экономики. Честно говоря, я не испытывал особой заинтересованности именно в экономике, но меня привлекал тот факт, что образование дается на английском.

Этот язык мне близок с раннего детства, поскольку родители включали мульт-каналы без перевода, так что приходилось все смотреть в оригинальной озвучке. Таким образом сформировались базовые языковые знания. Увы, поступить в СШЭ не получилось. Хотя я набрал необходимый балл на вступительных экзаменах, но интервью не прошел.

Для меня это стало сильным потрясением, так как других вариантов у меня не было. Увидев мое смятение, отец (его зовут Валерий, он директор производства в Рижском порту) предложил поработать в его компании STREK. Оказалось, для проекта в Бельгии им нужен переводчик. Я подумал так: поработаю немного, а потом буду поступать на следующий год. Целью моей командировки было изучение приобретенного оборудования с недавно закрывшейся угольной станции. С этого началось мое увлечение экологией.

Стало любопытно, что может заменить уголь. Возник интерес к альтернативной энергетике. А в итоге через год у меня уже не было никаких сомнений, что я хочу изучать именно альтернативные источники энергии. Оказалось, эта сфера включает в себя очень широкий спектр технологий. Сюда входят и солнечные панели, и ветровые мельницы, и ядерная энергия, и... энергия из мусора. Как выяснилось, изучать подходящую программу можно в Нидерландах. А в итоге эта страна стала моим вторым домом.

Впереди - невероятные перспективы

- Теперь я понимаю, почему вы работаете в мусороперерабатывающей компании.

- Да, со стороны звучит не очень. Хотя тут невероятные перспективы. Наверное, мало кто знает, что в Нидерландах уже больше десяти лет запрещены какие-либо свалки. Представляете? Запрет дал невероятный толчок мусорной индустрии, которая все эти годы развивается в сторону тотальной переработки всего и вся. В ходе сжигания мусора вырабатывается вполне достаточно энергии, чтобы производить электричество и отапливать дома для большой части страны. Кстати, замечу, что в мусорном пепле концентрация золота даже выше, чем в любой «золотой» шахте мира. Но, конечно, важно уметь извлечь драгоценный металл.

- С какими трудностями пришлось столкнуться в Нидерландах?

- Самым трудным оказалось изучение языка. Сам по себе голландский достаточно сложный в произношении - много звуков, от которых язык буквально болит. Скажем, произнести согласное «г» - то еще испытание. Грамматика тоже не дает расслабиться. Кроме того, говоря с иностранцами, местные почти всегда переключаются на английский. Даже старшее поколение отлично говорит на нем. Получается, нет практики...

Охотно заводит новые знакомства

- Что сейчас делаете?

- В нашей компании я занимаюсь разработкой проектов в сфере переработки мусора. Оптимизация заводов, строительство сортировочных линий, тестирование новых технологий - все эти направления входят в мои непосредственные обязанности. А еще я учусь. Мне удалось убедить начальство, что получение степени магистра - это выгодно не только для меня, но и для фирмы.

- Легко вписались в местное сообщество?

- Я считаю себя экстравертом. Мне вполне комфортно в большой компании. Я с удовольствием завожу новые знакомства. Никогда не испытывал дискриминации в свой адрес из-за того, что я приезжий. С другой стороны, сами голландцы не сильно-то стремятся к общению. Хотя если смотреть «поверхностно», то они очень дружелюбны и чрезвычайно общительны. Скажем, запросто можно начать разговор с соседним пассажиром в поезде или с продавцом в магазине. Такое поведение считается абсолютно нормальном. В этом плане голландцы действительно открытые люди.

Но при этом, чтобы организовать встречу с голландским другом, необходимо запланировать ее ну очень заранее. Как правило, у местных жителей выходные расписаны на полгода вперед. Отклонение от установленных планов – просто крайний случай. В Латвии люди, конечно, более спонтанные. Встречу запросто можно согласовать не только в тот же день, но порой в течение часа. Конечно, я привык к такому с детства.

Все друзья из рижского детства

 Новые друзья появились?

- Все двенадцать классов я учился в рижской средней школе «Ринужи». О ней у меня самые положительные воспоминания. Всегда получалось найти общий язык с учителями. Круг общения, сформированный в школьные годы, до сих пор составляет большую часть моих самых близких друзей. А вот среди голландцев обрести настоящих друзей крайне сложно. Они не привыкли включать в ближний круг тех, кого не знают с самого детства.

На работе голландцы достаточно прямолинейные. Они не будут лезть за словом в карман, если их что-то не устраивает. В то же время отношения с начальством, как правило, очень расслабленные и даже неформальные. Мне нравится, что повышать голос на подчиненных в принципе не допускается. Более того, с недавних пор это может считаться формой эмоционального насилия.

- Есть ли у вас хобби, увлечения?

- Я стараюсь вести активный образ жизни. Если погода позволяет, катаюсь на роликах. А когда выпадает общий выходной с девушкой, мы играем в сквош.

- Если можно, немного о девушке...

- Ее зовут Анна, она тоже из Латвии. Познакомились через общих друзей, когда я приезжал на каникулы в Ригу, еще будучи студентом второго бакалаврского курса. Спустя какое-то время наша дружба переросла в отношения. Сначала на расстоянии, а теперь мы живем вместе в Гронингене. Анна недавно нашла работу в сфере фешен-индустрии. В наших совместных планах - как можно больше путешествовать. А еще думаем завести собачку. Анна поддерживает меня в любых начинаниях, за что я ее очень люблю и ценю.

Позади два локдауна

- Как пандемия повлияла на вашу жизнь?

- Всех перевели на работу из дома. В Голландии было два больших локдауна. К счастью, между ними оказался небольшой период. Тогда удалось приехать в Латвию. Я даже погулял на свадьбе у лучшего друга Антона. А еще немного попутешествовал. Побывал на греческом острове Санторини.

- Какие планы?

- За четыре года работы в компании мне удалось принять участие в самых разных проектах, связанных с переработкой мусора. Эта сфера мне действительно интересна. А в связи с нынешней ситуацией в мире тема альтернативной энергии как никогда актуальна. Постепенно я начинаю работать и в этом направлении. Правда, конкретных решений по выходу из энергетического кризиса лично я пока не вижу. Да, есть кое-какие наработки, однако на их воплощения, считаю, уйдут годы. Так что пока альтернативы привычному газу попросту нет.

- Кстати, насчет мусора. Его сортировка в Латвии явно пробуксовывает. Голландцы более дисциплинированны в этом плане?

- Я бы так не сказал. В целом, на мой взгляд, жители городов не должны самостоятельно заниматься сортировкой мусора. Имея во дворе три разных мусорных контейнера, подразумевается, что за ними приедут три разных грузовика, а это порой физически невозможно.

Кстати, многие не в курсе, что производители используют минимум шесть видов пластиковой упаковки. Визуально человек не видит разницы, так что все бросают в один контейнер. Тогда как специальная машина определяет вид упаковки за долю секунды. Так что, конечно, намного логичнее заниматься сортировкой мусора уже постфактум, то есть на перерабатывающих заводах.

- Вы отметили, что Нидерланды стали для вас вторым домом. А как насчет ностальгии?

- Вы знаете, местные университеты невероятно приспособлены для интеграции зарубежных студентов. Первые две недели вообще проходили без какой-либо учебы. Проводились различные социальные мероприятия — пикники, тусовки и пр. Все, чтобы помочь приезжим быстрее адаптироваться. Потом началась учеба. Скучать точно было некогда. Правда, спустя какое-то время стала одолевать тоска по дому. Было как-то непривычно долгое время не видеть родных, друзей.

- Уехавшие часто жалуются на еду...

- Согласен. Она не такая вкусная, как в Риге. Не хватало маминых котлет, сырков «Карумс» и ржаного хлеба. В гастрономическом плане Нидерланды сильно уступают. Причем не только Латвии, но и, наверное, многим другим странам, в которых я побывал. Отношение к еде у нидерландцев какое-то абсолютно равнодушное. Хлеб с сыром на обед — стандартный выбор. Горячее блюдо принято есть вечером. Если днем возьмешь мясо с гарниром, то, скорее всего, услышишь: «А не рановато ли для ужина?»

- Вы сказали, что побывали во многих странах...

- Особо выделю полугодовую практику на Сейшельских островах в Индийском океане. Я туда попал по рекомендации одного нашего профессора. Островные пляжи очень популярны среди морских черепах, которые там откладывают яйца. В итоге я оказался в организации, которая занимается защитой окружающей среды. Из-за высокой стоимости черепашьего мяса на черном рынке на Сейшелах сильно развилось браконьерство, что привело к сокращению популяции животных. В мои обязанности входили патрулирование пляжей и разработка 3D-карт для заповедника.

Еще я там научился серфингу. Нырял с аквалангом. Однажды на глубине двенадцати метров у меня вдруг закончился воздух в баллоне. Почувствовав, что больше нечем дышать, заставил себя успокоиться. Доплыл до инструктора, задержав дыхание. К счастью, у каждого акваланга есть второй регулятор для таких случаев. Вместе с инструктором, разделив баллон на двоих, мы успешно всплыли на поверхность. Причем медленно, иначе декомпрессии не избежать. А еще была встреча с акулой. Но мне и тут повезло. Хищница мною не заинтересовалась, - улыбнулся Алексей, он же Алекс Житкевич.

- Благодарю за интересный рассказ и успехов во всем!

Дмитрий Март

Все фото из личного альбома Алексея Житкевича

2 реакций
2 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

В Юрмале завершилась реконструкция Дзинтарского путепровода

В Юрмале завершена масштабная реконструкция Дзинтарского железнодорожного путепровода и благоустройство прилегающей территории. Как сообщили в муниципалитете, работы стоимостью 8,7 млн евро стартовали в марте 2024 года и теперь полностью завершены, создав современную инфраструктуру для автомобилистов, пешеходов и велосипедистов.

В Юрмале завершена масштабная реконструкция Дзинтарского железнодорожного путепровода и благоустройство прилегающей территории. Как сообщили в муниципалитете, работы стоимостью 8,7 млн евро стартовали в марте 2024 года и теперь полностью завершены, создав современную инфраструктуру для автомобилистов, пешеходов и велосипедистов.

Читать
Загрузка

Сан-Франциско подал в суд на гигантов пищевой индустрии за «пищевую зависимость»

Сан-Франциско обвинил одиннадцать крупнейших компаний мира — от Coca-Cola и Nestlé до Kraft Heinz — в том, что они «подсадили людей на ультрапереработанную еду» и спровоцировали кризис здоровья в городе. В 64-страничном иске утверждается, что бренды специально создавали продукты, вызывающие тягу «к тому, чего люди бы иначе не захотели».

Сан-Франциско обвинил одиннадцать крупнейших компаний мира — от Coca-Cola и Nestlé до Kraft Heinz — в том, что они «подсадили людей на ультрапереработанную еду» и спровоцировали кризис здоровья в городе. В 64-страничном иске утверждается, что бренды специально создавали продукты, вызывающие тягу «к тому, чего люди бы иначе не захотели».

Читать

Поработали: Сейм принял все сопровождающие бюджет следующего года законопроекты

В четверг депутаты Сейма приняли в окончательном чтении все 47 законопроектов, сопровождающих бюджет следующего года, чтобы начать рассмотрение Закона о государственном бюджете на 2026 год и бюджетных рамок на 2026, 2027 и 2028 годы.

В четверг депутаты Сейма приняли в окончательном чтении все 47 законопроектов, сопровождающих бюджет следующего года, чтобы начать рассмотрение Закона о государственном бюджете на 2026 год и бюджетных рамок на 2026, 2027 и 2028 годы.

Читать

Медсестры будут выполнять функции врача? Минздрав готовит новую реформу

В поисках решения для улучшения ситуации в здравоохранении Министерство здравоохранения рассматривает в числе прочего возможность расширения профессиональных обязанностей медсестер. Представители отрасли опасаются, что это может означать отказ от профессии помощника врача и их замену переученными медсестрами. Но Минздрав подчеркивает, что обе специальности сохраняются, пишет издание Diena.

В поисках решения для улучшения ситуации в здравоохранении Министерство здравоохранения рассматривает в числе прочего возможность расширения профессиональных обязанностей медсестер. Представители отрасли опасаются, что это может означать отказ от профессии помощника врача и их замену переученными медсестрами. Но Минздрав подчеркивает, что обе специальности сохраняются, пишет издание Diena.

Читать

Налог на торф будет увеличен в пять раз, но это ещё не всё: Сейм

В четверг Сейм принял поправки к закону о налоге на природные ресурсы (НПР), включенные в пакет бюджетных законопроектов. С 2027 года ставка НПР на торф увеличится в пять раз - до 3,5 евро за тонну, а для необработанной древесины, реализуемой за пределами ЕС и Европейской экономической зоны для коммерческих целей, будет установлена ставка НПР в размере 75 евро за кубометр.

В четверг Сейм принял поправки к закону о налоге на природные ресурсы (НПР), включенные в пакет бюджетных законопроектов. С 2027 года ставка НПР на торф увеличится в пять раз - до 3,5 евро за тонну, а для необработанной древесины, реализуемой за пределами ЕС и Европейской экономической зоны для коммерческих целей, будет установлена ставка НПР в размере 75 евро за кубометр.

Читать

Санкции против нефтегигантов России: кто первый пострадает в Латвии?

Один из крупнейших "спонсоров" российского бюджета - нефтеперерабатывающее предприятие "Лукойл" - до сих пор не был включен в санкционные списки Евросоюза, несмотря на почти четыре года войны и 19 принятых пакетов санкций. Против столь значимой для российской экономики "Роснефти" также действовали лишь частичные ограничения - запрет на совершение сделок с ней, пишет издание IR.

Один из крупнейших "спонсоров" российского бюджета - нефтеперерабатывающее предприятие "Лукойл" - до сих пор не был включен в санкционные списки Евросоюза, несмотря на почти четыре года войны и 19 принятых пакетов санкций. Против столь значимой для российской экономики "Роснефти" также действовали лишь частичные ограничения - запрет на совершение сделок с ней, пишет издание IR.

Читать

«Готов ли ты умереть за Лудзу и Резекне?»: Вейдемане и Даукштс о военной угрозе для Латвии

Публицист Элита Вейдемане взяла интервью у историка и политолога Карлиса Даукштса на тему того, насколько велика сейчас военная угроза для Европы и конкретно для Латвии. Оригинал опубликован в "Неаткариге", приводим его перевод.

Публицист Элита Вейдемане взяла интервью у историка и политолога Карлиса Даукштса на тему того, насколько велика сейчас военная угроза для Европы и конкретно для Латвии. Оригинал опубликован в "Неаткариге", приводим его перевод.

Читать