Проблема, согласно этому документу, усугубляется отсутствием общеевропейской контрольной структуры в этой области и сильными различиями законов отдельных стран.
В период с 2022 по 2024 гг. Европейскому агентству по лекарственным средствам (EMA) сообщали о 136 случаях критической нехватки лекарств. По данным на март этого года, в дефиците были 34 препарата, из которых 16 входят в список необходимых лекарственных средств Европейской комиссии.
В этот список медикаменты попадают из-за проблем с производством, резкого роста спроса или решения производителя снять его с продажи — любого фактора, который ограничивает поставки временно или постоянно.
В число дефицитных попали такие жизненно важные препараты, как тромболитики, антибиотик амоксициллин, противоядия от отравления цианидом.
Одной из главных проблем Счётная палата считает фрагментированность данных о доступности лекарственных средств и их запасах. Разные страны устанавливают разные правила.
Например, в Нидерландах производитель лекарств обязан сообщить минздраву о нехватке запасов минимум за два месяца до того, как ожидаемый срок поставок превысит две недели.
А в соседней Бельгии производитель может ждать до того момента, когда запасы будут фактически исчерпаны.
При этом, очевидно, производитель уведомляет об этом лишь контролирующие органы своей страны, а уже они, позже, передают эту информацию общеевропейским органам. На практике эта отчётность может запаздывать или вовсе потеряться. Некоторые страны, по данным аудиторов, вообще не предоставляют Брюсселю такую информацию.
В отчёте указано, что о проблеме известно уже много лет, ЕС предпринял несколько серьёзных шагов, приняв законы о критически важных лекарственных средствах — но ситуация не улучшается.
Аудиторы отметили, что в этих законах отсутствуют механизмы принуждения — например санкции — которые позволили бы Еврокомиссии или EMA обеспечить соблюдение обязательств по отчётности.