Актуальные вопросы жизни латвийской столицы в интервью "Вестям" обсуждают вице–мэр Риги Андрис Америкс и депутаты Рижской думы Михаил Каменецкий и Андрей Козлов.
На праздник — вместе!
Андрис АМЕРИКС: — Во–первых, я хочу сказать спасибо всем рижанам, благодаря которым празднование Лиго в центре Риги — на набережной 11 Ноября, а также в Пардаугаве — на Дзегужкалнсе, прошло весело, интересно и организованно.
Рижская дума уже в пятый раз приглашает рижан отметить Лиго вместе, и с каждым годом число участников праздника растет. И мы этому очень рады. На набережной Даугавы выступали фольклорные коллективы, артисты латвийских театров, музыканты, представляющие самые разные музыкальные стили. И, конечно же, маэстро Раймонд Паулс, порадовавший всех концертной программой "Так отмечают Лиго в Латвии". Люди слушали музыку, веселились, везде царила по–настоящему праздничная атмосфера. Отмечу и то, что на набережной было очень много иностранных туристов, а это значит, что мы знакомим гостей города с нашими традициями, и это очень приятно.
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Накануне Лиго состоялось очередное заседание правления Рижского свободного порта, на котором рассматривался вопрос о предоставлении скидок одной из крупнейших круизных линий, имеющей очень серьезные планы в связи с посещением Риги. Подчеркну, что скидки круизным компаниям предоставляются только в том случае, если эти компании обеспечивают не менее семи заходов в Ригу. Так вот, практически на каждом заседании правления Рижского свободного порта мы рассматриваем вопрос о предоставлении скидок. К нам приходит все больше круизных судов. Думаю, никому не надо объяснять, что это значит для города. Наши давнишние расчеты свидетельствуют, что кружка пива или чашка кофе, выпитая туристом в Старой Риге, при правильном распределении налогов обеспечивает стакан молока и батон хлеба малоимущему или пенсионеру. Вот такая математика. Хочется верить, что и в этом году будет побит очередной рекорд по количеству туристов, посещающих Ригу на круизных судах…
Рижская вода — на прилавках
Андрей КОЗЛОВ: — На этой неделе в магазинах появится рижская питьевая вода Aqua Riga, которая берется из скважины глубиной 46 метров. Анализы подтверждают высочайшее качество этой воды. Сегодня рижские супермаркеты предлагают широчайший ассортимент питьевой воды — и латвийской, и зарубежной. И ценовая линейка является очень разнообразной. И я считаю, что Рига имеет полное право выпустить свою качественную питьевую воду.
КАМЕНЕЦКИЙ: — А заявления некоторых лиц о том, что появление на рынке воды Aqua Riga может каким–то образом рынок исказить, — от лукавого.
АМЕРИКС: — Подчеркну, что в этот проект не был вложен ни один евроцент из средств самоуправления. Рижская дума не занимается производством воды, SIA Rīgas ūdens создало дочернее предприятие Aqua Riga для того, чтобы эффективнее использовать находящиеся в распоряжении Rīgas ūdens водные ресурсы. Я считаю, что заявления некоторых министров и политиков о том, что мы пытаемся исказить рынок, являются абсолютным политическим безобразием.
Приведу только два примера из европейского опыта. Берлинское самоуправление имеет аналогичную компанию по производству воды. А Венское самоуправление каждый год выпускает 250 тысяч бутылок красного вина.
Для нас Aqua Riga — это дополнительный доход и дополнительная реклама. SIA Aqua Riga работает в условиях свободного рынка. Наша цель — сделать рижскую воду таким же ценным товарным знаком, как гетлиньские помидоры. А дополнительные средства для бюджета, полученные от продажи воды, будут использоваться на благо всех рижан.
КОЗЛОВ: — Планируется, что питьевая вода Agua Riga станет одним из символов Риги как европейской культурной столицы, воду предоставят и участникам мероприятий проекта. 110 тысяч литров воды выделят для нужд участников Всемирной олимпиады хоров.
АМЕРИКС: — Скважина, из которой берется вода Agua Riga, исторически снабжала Ригу водой, и эта вода была признана самой качественной еще 200 лет назад. Отмечу, что воду по бутылкам разливают непосредственно из скважины, она не соприкасается с водопроводом. Так что если вы слышите, что кто–то говорит: "Откройте кран, наполните бутылку и будет вам рижская вода", — знайте, это у кого–то что–то не в порядке с головой…
КАМЕНЕЦКИЙ: — Не у кого–то что–то, а ясно, что и у кого не в порядке. Потому что все эти нападки — очередное доказательство того, что власти предержащие нашей страны воспринимают в штыки любое начинание, любое действие Рижской думы.
Закончились выборы в Европарламент, до выборов Сейма — несколько месяцев. Но накал политической борьбы не становится меньше: наш новый евродепутат Сандра Калниете яростно встала на защиту Валдиса Домбровскиса. В своей статье она возмущается: почему критикуют выдающегося политика современности Домбровскиса? А дальше — я не утрирую — она заявляет: если критика Домбровскиса будет продолжаться, то "Согласие" и прочие враждебные силы вместе с Кремлем будут дестабилизировать ситуацию в стране. Вот такая "логическая" цепочка… Но мне кажется, что жители Латвии все–таки не настолько примитивны, чтобы воспринимать такие умозаключения всерьез…
Кому важен допуск?
АМЕРИКС: — Один из самых актуальных вопросов — вопрос о доверии граждан своему государству. Сегодня жители Латвии ожидают от политиков конкретных решений во многих сферах, в том числе в социальной, сфере здравоохранения и образования. А те дискуссии, которые ведутся на государственном уровне: кто кого подслушивает, кто кого увольняет, кто кого подставляет, — не увеличивают доверие по отношению к политикам, не способствуют тому, чтобы люди шли на выборы и хотели поддержать политиков.
Почему нас в Риге на выборах поддержало больше половины рижан? А потому, что мы решаем конкретные, актуальные для людей вопросы, а это намного важнее, чем долгие споры о допуске кого–то к государственной тайне…
КАМЕНЕЦКИЙ: — Что касается допуска к гостайне, то мне кажется, что некоторые наши институции начали забываться. Лично я уверен, что главный допуск политику дают избиратели, голосующие за него на выборах, а не какие–то институции, подконтрольные некоторым политическим партиям. Так что существуют серьезные опасения по поводу того, что эти институции регулируют политические процессы в стране, одним давая допуск к гостайне, а другим отказывая в этом праве. Хотя еще раз повторяю: допуск политику дает народ, голосуя или не голосуя за него на выборах. А у нас зачастую получается так: человек, который не прошел в Сейм, то есть не получил доверия избирателей, легко получает допуск к гостайне. А политики, за которых голосовали сотни тысяч избирателей, — например, представители крупнейшей фракции Сейма "Центра согласия" — имеют с этим большие проблемы…
Ина ОШКАЯ.