Вряд ли кто из тех, для кого родной язык — русский, не слышал песню "Врагу не сдается наш гордый "Варяг". Она посвящена подвигу экипажа легендарного крейсера, выдержавшего неравный бой с японской эскадрой и не спустившего флага перед неприятелем. Русские моряки сами потопили корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Однако мало кто знает, что командир корабля, капитан 1–го ранга Всеволод Руднев — родом из Риги. В этом году исполняется 160 лет со дня его рождения.
Руднев — потомственный моряк. Его пращур матрос Семен Руднев отличился в бою под Азовом и за храбрость получил по указу царя Петра чин офицера. Отец самого командира крейсера — герой Русско–турецкой войны 1828–1829 годов, участник сражений на Черном, Средиземном и Адриатическом морях. В 1850–е годы он служил в Риге — в крепости Динамюнде, нынешнем Усть–Двинске. Был командиром брандвахты — корабля, несущего сторожевую службу у входа в порт. В 1855 году у Рудневых родился сын Всеволод. Когда мальчику было два года, отец вышел в отставку, и семья переехала в глубь России. Через несколько лет глава семейства умирает, его жена одна воспитывает детей. В 17 лет Всеволод едет учиться в Петербург. Как и подобает потомственному моряку — в Морское училище, единственное в тогдашней России учебное заведение, готовившее офицеров Военно–морского флота. Экзамены сдает на "отлично". По распоряжению управляющего Морским министерством его полностью принимают на казенное обеспечение — в честь боевых заслуг отца. 1 мая 1876 года, блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, он произведен в гардемарины. Первое назначение — на учебный фрегат "Петропавловск" в мае 1876 года. Больше года продолжалось учебное плавание. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять и обязанности рядового матроса, и нести офицерскую вахту, и на практике осваивать морское дело. Командир "Петропавловска" дал гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года Руднев получил первый офицерский чин мичмана.
В 1900 году, когда он получил назначение на Дальний Восток, за плечами уже была морская служба на семнадцати кораблях, из которых он командовал девятью. В 1900 году Руднев стал старшим помощником командира порта в Порт–Артуре, где была база 1–й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы русского флота на Дальнем Востоке. И хотя назначение не было ему по душе, он энергично включился в работу. В это время в Порт–Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года Руднев был произведен в капитаны 1–го ранга, а 1 марта 1903 года вступил в командование крейсером "Варяг".
Крейсер был заложен в 1898 году, строительство велось в Филадельфии. В 1900 году корабль был передан ВМФ России и базировался в Порт–Артуре. Это был двухмачтовый бронепалубный крейсер водоизмещением 6 500 тонн. Экипаж его состоял из 550 матросов, унтер–офицеров и 20 офицеров. Действуя в составе эскадры, он должен был играть роль быстроходного и сильного разведчика, способного самостоятельно вести бой.

Однако "Варяг" имел ряд серьезных недостатков: машины часто выходили из строя, перегревались опорные подшипники гребных валов, очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, особенно при длительных переходах, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Эти недостатки и сказались во время боевых действий.
Когда Руднев встал на капитанском мостике "Варяга", в воздухе уже пахло грозой. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав значительное превосходство в силах. Русское командование не сумело разгадать замыслы японцев, до самого последнего момента считая, что Япония не посмеет напасть первой. А именно так и случилось.
Накануне войны "Варяг" был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхон). 26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли — крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", а также иностранные военные корабли. Рано утром 27 января 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр–адмирала Уриу с требованием покинуть рейд до полудня, в противном случае они грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.
Руднев решил идти на прорыв. Японская эскадра преградила путь в открытое море. С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а затем вся эскадра противника открыла огонь. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Под ураганным огнем противника русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, заделывали пробоины, тушили пожары. Меткий огонь с "Варяга"" принес результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо", затем был потоплен один миноносец. Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт. Крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. Приняли решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1 105 снарядов, "Кореец" — 52. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых.
Оставшиеся в живых моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их встречали как героев. Не были они обойдены и официальными наградами: матросы награждены Георгиевскими крестами, офицеры — орденами Святого Георгия 4–й степени. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4–й степени, чином флигель–адъютанта, назначен командиром 14–го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный".
Однако в ноябре 1905 года за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа капитан был отправлен в отставку. Руднев уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 года в возрасте 58 лет командир легендарного крейсера скончался.
В Советском Союзе, в сегодняшней России не забыты подвиги командира героического крейсера. В 1956 году в Туле был открыт памятник Рудневу, еще через 30 лет в усадьбе, где он жил, — музей его имени. В 1997 году в Новомосковске, недалеко от родового имения Рудневых, был установлен памятник командиру "Варяга". Жаль только, что в Риге на родине героя никак не увековечена его память. Представляю, если бы в нашем городе родился капитан какого–нибудь легендарного американского корабля или шведского? Тут как тут были бы и памятники установлены, и бюсты, и мемориальные доски, и фильмы сняты. Вот, например, Кеннеди студентом до войны провел пару дней на улице Аусекля — в здании, где размещалось американское посольство. Проездом был в Риге. Уже мемориальная доска висит.
Кстати, судно "Варяг" и сегодня несет службу в составе Тихоокеанского флота России. Это — гвардейский ракетный крейсер. А стихотворение о подвиге экипажа крейсера было написано австрийским поэтом Рудольфом Грейнцом и напечатано в немецком журнале. В апреле 1904 года россияне Мельников и Студенская опубликовали переводы стихотворения. Причем у каждого из них был свой вариант. Перевод Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12–го гренадерского Астраханского полка А. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме, устроенном императором Николаем Вторым в честь офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца". А мы, когда слушаем эту песню или сами поем, можем быть вдвойне горды, потому что командир "Варяга" Всеволод Руднев — наш земляк.
6 августа 2015. №31