Хотя общее количество эмигрантов с момента восстановления независимости Латвии во много раз превышает общее количество иммигрантов, число и доля иммигрантов в Латвии также неудержимо растут.

Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ, PMLP) сообщает, что на 1 января текущего года действовало 56 707 разрешений на временное проживание (TUA) и 52 710 разрешений на постоянное проживание (PUA) для иностранцев. Таким образом, количество людей, переехавших в Латвию на более короткий или длительный период времени, достигает 109 417 человек из 1,98 миллиона постоянных жителей, по данным Центрального статистического управления (ЦСУ). Арифметически это означает, что каждый 17-й прохожий на латвийских улицах, дорогах или полях – иностранец, который остается здесь намного дольше, чем турист.

Официальные данные особой ясности не вносят

В действительности число мигрантов значительно выше, поскольку обычный порядок переписи сбил наплыв беженцев из Украины. В 2022 году впервые с момента обретения страной независимости был зафиксирован прирост населения. Латвия начала прошлый год с отметки в 1 875 800 жителей, а закончила бы с максимальным показателем 1 860 000 (округлено до ближайшей сотни, так как статистики не отслеживают население страны из месяца в месяц), если бы не прибытие украинских беженцев.

За счет украинских беженцев, согласно статистике, численность населения на 1 декабря прошлого года составляла 1 892 800 человек.

До 1 января этого года, а значит, и результатов за весь 2022 год, ЦСУ еще не добралось, потому что отслеживание естественных и механических передвижений свободных людей, является гораздо более громоздкой задачей, чем сбор данных через системы УДГМ. В частности, УДГМ отслеживает тех, кто сам обратился в администрацию с просьбой разрешить ему жить в Латвии. Количество действительных TUA и PUA показывает даже не количество запросов мигрантов, а количество решений УДГМ об их удовлетворении.

К сожалению, данные, поступающие от государственных органов, нельзя охарактеризовать как совпадающие. В начале этого года "Neatkarīgā" со ссылкой на Министерство внутренних дел писала, что до конца 2022 года в Латвии будет зарегистрировано 34 947 беженцев из Украины. Примерно такое количество беженцев ЦСУ насчитала в качестве постоянных жителей Латвии. Количество TUA, выданных в 2022 году, в прошлом году удвоилось по сравнению с 2021 годом и предыдущими годами, но все же росло гораздо медленнее, чем количество легально проживающих у нас иностранцев.

Количество впервые выданных TUA на основании того, что МИД называет "другими основаниями", увеличилось с 7 901 в позапрошлом году до 18 477 в прошлом году. Количество TUA, выданных по существенным причинам, только колеблется. В 2021 и 2022 годах в Латвии почти 4 000 человек получили TUA по рабочим причинам, чуть более 1 500 - по семейным и учебным причинам и 80-90 - в качестве инвесторов. Однако количество людей, получивших TUA по "другим причинам", увеличилось с 697 до 10 904 человек. ЦСУ поясняет, что увеличение связано с предоставлением "статуса временной защиты" украинцам, и это еще без учета разницы между неполными 11 000 и 35 000 беженцев, которые фактически циркулируют здесь.

В 2022 году показатели иммиграции стремительно выросли

Изучение бюрократической отчетности позволяет предположить, что 2022 год выделится очень значительным по увеличению числа и доли иммигрантов по сравнению с предыдущими годами. С одной стороны, число иммигрантов должно было повыситься больше, чем заявляла УДГМ, а с другой стороны, число коренных жителей должно быть снизится ниже показателей, которые заявляла ЦСУ.

Уже использованный расчет частоты прибытий иммигрантов на самом деле дает цифру 1 860 000/134 417=14. Таким образом, каждый 14-й находящийся в Латвии человек не является ни местным жителем, ни туристом.

Дальнейшие изменения количества людей, фактически проживающих в Латвии, предсказать еще труднее, чем исход и срок окончания войны на Украине. Общее впечатление или мнение об украинцах таково, что они вернутся на родину при первой же возможности. Однако каждый день войны накладывает на людей такой отпечаток, сравнимый с неделями или даже месяцами мира. Еще важнее то, не разочаруют ли итоги войны украинцев, даже если верен прогноз, что союзники Украины не допустят ее поражения. Но действительно ли Украина вернет себе все территории, оккупированные Россией, и добьется достаточно больших репараций, чтобы позволить людям вернуться в разрушенные Россией города Украины, восстановить разрушенные заводы и т. д.? Было бы хорошо, если бы это произошло, но это еще и риск того, что они станут разрываться, деля победные пироги и торты. Все это факторы, которые имеют большое влияние на решение украинцев оставаться или не оставаться в странах убежища, в том числе в Латвии.