Одни из худших в мире
В 2019 году эксперты Всемирного экономического форума оценили состояние латвийских дорог как одно из худших в мире. По 7–балльной шкале они получили оценку 3, оказавшись на 109–м месте в мире. С тех пор, несмотря на многомиллионные ремонтные работы, качество латвийских дорог особо не изменилось. Более–менее приведены в порядок только главные государственные дороги. Да и то возьмем, к примеру, шоссе Рига — Юрмала.
Несколько лет назад здесь проходили основательные дорожные работы, но только до административной границы с Ригой. Как только въезжаешь на территорию латвийской столицы, появляются стремительно увеличивающиеся трещины в асфальте. Рижане наперебой жалуются в Рижскую думу. Так, жители Чиекуркалнса опасаются, что скоро на их улицах вообще не останется асфальта, который буквально крошится под колесами тяжелых фур.
За пределами Риги ситуация традиционно не лучше. На участке дороги Гулбене — Смилтене (P27) автомобилистам и другим участникам дорожного движения до укладки нового дорожного покрытия придется считаться с дискомфортом и медленным движением из–за появившихся ям, которые удалось заснять на видео очевидцам.
В VAS Latvijas valsts ceLi подтвердили, что проблема действительно существует. Осенью здесь начались ремонтные работы, в ходе которых рабочие заменили водопропускные трубы, а реконструкция асфальтобетонного покрытия должна начаться в этом году. Еще до начала реконструкции этот участок региональной дороги находился в очень плохом состоянии, а сейчас из–за неустойчивой зимней погоды практически полностью разрушен. И подобные дороги имеются в каждом уголке Латвии.
Виноваты климат и ненадлежащий уход
Весной ямы растут как грибы после дождя. Причина — в резких перепадах температуры и подтапливании улиц талой водой. И нынешняя погода идеально способствует разрушению. В трещины, неаккуратно заделанные стыки в местах «латок» попадает вода. Ночью, когда температура опускается ниже нуля, она замерзает, увеличиваясь по законам физики в объеме, и разрушает асфальт. Кроме того, из–за повышения уровня грунтовых вод песчано–гравийное основание дорожного полотна насыщается водой и теряет несущую способность. И если здесь курсирует тяжелый транспорт, то в асфальте образуются колея и трещины, так как крошится щебенка, которая чаще всего у нас доломитная, а не гранитная.
Кроме природы на состояние дорог влияют технология, по которой они строятся, и качество используемых материалов. Простой пример: для подготовки основания нужна песчано–гравийная смесь, разделенная на фракции. Предполагается, что в карьерах установлено сито (лучше несколько), через которое сортируется материал. Если такового нет, то состав везут на асфальтобетонный завод для просеивания и только потом – на объект. Так должно быть по правилам. На деле же качество материала часто оценивается на глаз, а экскаватор просто нагребает его ковшом и отправляет в кузов самосвала. В документах все отражается в лучшем виде.
Другой момент – погодные условия. И неспециалисту понятно, что в дождь и мороз укладывать асфальт нельзя. Но кто не видел дорожные работы в декабре? Ведь у нас обычно конкурс на поиск исполнителей работ объявляют весной. Пока проигравшая сторона традиционно опротестовывает итоги конкурса и принимается новое решение, проходит время, и непосредственно к работам дорожники приступают лишь во второй половине лета, а то и осенью.
И наступают холода, но работы не прекращаются. Мастера просто записывают в протоколы температуру в пределах допустимых значений и ставят отметки о добавлении необходимых «присадок». В действительности вспомогательные компоненты применяются не всегда. И после сооружения такой дороги в середине зимы она нуждается в ямочном ремонте уже в апреле.
Но когда температура ниже +10 градусов, допустим только экстренный ремонт с использованием так называемого холодного асфальта. Подобным способом можно только временно залатать аварийную яму, но решить проблему не получится. По технологии каждые пять лет необходимо срезать верхний слой асфальта и укладывать новый, чтобы потом не проводить капитальный ремонт вплоть до основания.
Требуем возмещения ущерба
Повреждение автомобиля, который попал в яму на дороге, трактуется как дорожно–транспортное происшествие. Поэтому в такой ситуации необходимо остановиться, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки. Дальше извещаем свою страховую компанию и составляем схему ДТП, заполняя согласованное заявление. Можно вызвать и дорожную полицию для составления протокола.
Как информирует Бюро страховщиков транспортных средств, из–за причиненного ямами ущерба к страховщикам могут обращаться водители, у которых есть полис страхования KASKO. Необходимо будет обратиться в автосервис, имеющий договор со страховой компанией, чтобы оценить размер ущерба. Страховщики выплатят компенсацию.
Если же у вас имеется только обязательная страховка гражданско–правовой ответственности OCTA, то пострадавшему остается лишь подать иск в суд к самоуправлению или государственной структуре, отвечающей за содержание конкретного участка дороги, где произошла авария. Но важно доказать причинно–следственную связь между поломкой автомобиля и ямой на дороге. Как сообщает bb.lv, случались прецеденты.
Так, водитель BMW 320 отсудил у Рижской думы компенсацию за пробитые шины в дорожной яме. Дело рассматривал суд Видземского предместья Риги. По словам водителя, 6 февраля 2019 года около 20 часов он ехал по Густава Земгала гатве в направлении ул. Иерикю, когда почувствовал удар снизу. Машина стала неуправляемой, но ему удалось ее остановить и встать на обочине. Водитель вышел и понял, что пробиты две передние шины и лопнул рычаг подвески. Машину пришлось эвакуировать и на следующий день везти в сервис.
Владелец машины выставил счет департаменту сообщения Рижской думы на 825 евро: за починку (254,10 евро), эвакуацию (171 евро) и моральный ущерб (399,90 евро). Он отметил, что все время, пока машина была в ремонте, ему приходилось пользоваться услугами такси. Однако департамент сообщения настаивал: платить нет оснований — не имеется доказательств, что повреждения автомобиль получил именно в яме, указанной на схеме в полицейском протоколе. Ведь дорога широкая — 7 метров, односторонняя, яма находится на расстоянии 2,80 метра от правой стороны дороги. По мнению ответчика, в протоколе недоставало информации о препятствиях, проблемах освещения или других неприятностях.
Тем не менее суд посчитал вину ямы — и, соответственно, того, кто за нее отвечает, — очевидной и доказанной. Суд отметил, что ответчик, указывая на недостаток доказательств вины ямы, не привел никаких доказательств того, что дорога была в порядке. Закон о дорожном движении предписывает управляющему дорогами содержать их в надлежащем порядке. Иск был удовлетворен частично. Решением суда от 30 июля 2019 года в пользу водителя взыскано 425,10 евро плюс госпошлина; итого — 492,17 евро. В удовлетворении иска о возмещении морального вреда было отказано.
Александр ФЕДОТОВ.