«Если говорить о налоговой реформе в целом, то я считаю, что налоговая система должна развиваться эволюционно, а не революционно, - сказал Янис Рейрс. - Мы до сих пор живем с последствиями предыдущей реформы – в сложной сети прогрессивных ставок необлагаемого налогом минимума. Я считаю, что единственное, что необходимо сделать, это синхронизировать налоги на рабочую силу с соседними странами и увязать услуги здравоохранения с уплачиваемыми налогами».
- «Синхронизация» - это уравнивание налоговых ставок?
- Да, чтобы ставки были примерно одинаковыми. Но у нас "каша" с прогрессивностью одновременно в налоговых ставках и необлагаемых минимумах. Это делает все это очень сложным, но уборка «каши» обойдется в 500 миллионов евро. Так было рассчитано в 2022 году. Для работника без иждивенцев ситуация с налогами чуть хуже, чем в соседних странах, но с одним иждивенцем ситуация выравнивается, а с двумя становится лучше, чем в Эстонии и Литве.
- Тогда давайте избавимся от этой разницы?
- При предыдущей реформе средства брали у работников, чтобы предприниматели могли платить налог на прибыль только при выводе денег из компании. В результате они могли не платить 400-500 миллионов в год из прибыли, но нужно было изыскивать средства для покрытия такого недополучения налоговых поступлений. Средства были найдены у населения сложив то, что имелось: прогрессивность и небольшой необлагаемой минимум.
- И что теперь делать?
- Или найти 500 миллионов, которые можно отдать обратно населению, или остаться с тем, что имеется.
- Имеется и останется?
-Нужно поставить цель по налогу на доходы физических лиц и социальным отчислениям, и придерживаться её. За один год этого достичь нельзя. Поэтому нужна более крупная цель.
- И какая это цель?
- Целью должны стать социальные выплаты и наполнение бюджета на медицину. Это было предложением бывшей министра здравоохранения Анды Чакши.
- Третье или четвертое предложение о том же самом, которое забраковали, как и все предыдущие.
Без связи между налогообложением и лечением на уровне конкретного человека мы остаемся с самым низким финансированием здравоохранения. Мы упорно не хотим этого признавать, но это следствие того, что взносы по медицинскому страхованию не привязаны к услугам. Эстония и Литва 7-8 лет назад были в этом плане последними в Европе, но, изменив подход, получили качественный прирост финансирования здравоохранения.
- Не сделает ли перенаправление взимаемой с граждан платы на медицину заметно более тяжелым бремя налога на рабочую силу в Латвии, чем в Литве и Эстонии?
- Нет, это только сделает денежные потоки более прозрачными. Необходимо пересмотреть цели использования социального бюджета, вычесть из них все, что должно идти на социальные нужды из государственного основного бюджета, и направить эти деньги на медицину. Кроме того, наше положение облегчат планы Эстонии по увеличению налогов на рабочую силу.
- А госбюджет увеличится за счет перехода с одного налога на другой и перекладывания расходов из социального бюджета на основной бюджет?
- Увеличивается. Денег будет больше, о чем свидетельствуют примеры Литвы и Эстонии. У нас есть много тысяч людей, которые не являются налогоплательщиками, и при этом не относятся к категориям, которые могут не платить налоги, таким как дети или пенсионеры. Если они не платят налоги, то пусть у них не будет услуги, оплаченной государством. Так обстоит дело во всех странах-членах Европейского Союза. Если вы не являетесь налогоплательщиком, то оплачиваете услуги самостоятельно.