Возможно, для многих рижан будет открытием, что Промтоварный рынок старше Центрального. Он открылся еще в 1910 году по инициативе известного рижского градоначальника Джорджа Армистеда. Рынок пережил и Первую Латвийскую Республику, и годы Второй Мировой войны, не закрылся и при советской власти.
В начале трудных 1990–х рынок был очень востребованным у латвийцев. То, что невозможно было найти в магазинах, можно было купить здесь. От гвоздей и посуды до запчастей для автомобилей и мопедов. Попадались и действительно редкие вещи: электроника, книги, антиквариат.
Окончательно рынок прекратил работу к 2019 году и окончательно пришел в запустение. Но неужели у самоуправления не было планов на перспективный (и немаленький) участок в центре города? Конечно, были. Говорилось, что на этом месте планируется создать «интермодальный транспортный узел» возле Академии наук. Потом хотели построить гостиницу, и даже новый концертный зал. Но время шло, власть менялась, а рынок по прежнему смотрел на все это пустыми глазницами разбитых витрин.
Лишь в 2023 году самоуправление вспомнило о заброшенной территории. Руины рынка уже давно следовало демонтировать, но прежде к рижанам обратились с необычным переложением: забрать себе с рынка все что приглянется. От строительных материалов до "культурных" артефактов, которые не забрали с собой прежние владельцы торговых точек. Единственное условие: не для коммерческой переработки. Поэтому нельзя было прийти и сказать - мне всю эту крышу, пожалуйста, заверните.
- Это вообще первый такой опыт, когда после демонтажа материалы не просто увозятся на свалку в Гетлини, а дается возможность для их вторичного использования, - рассказывает Давис Смотекс, представитель Рижского агентства энергетики (REA), которое вместе с Rīgas Nami курирует этот проект. Для разнообразия, его удалось застать не в рабочем кабинете, а на территории рынка. - Вот, например, эта водосточная труба. Ее вполне можно использовать еще где-то на даче. Это и жителям экономия, и с практичной точки зрения более целесообразно, и мусора меньше и для экологии польза. Посмотрим, как покажет себя этот проект. Возможно, в будущем это станет обычной практикой.
В конце февраля на рынок пригласили представителей различных некоммерческих организаций, обществ и просто рижан. Каждый получил особые наклейки с личным номером для маркировки материалов, рассказывает Смотекс. Жители города тогда могли наклеить их и "застолбить" за собой то, что приглянется. Позже это все аккуратно занесли в таблицы, чтобы выбранные материалы обрели новых владельцев после демонтажа.
Демонтаж уже начался, в первую очередь рабочие разбирают легкие конструкции - оконные рамы, двери и деревянные полки. Разнообразный и невостребованный мусор складывают в пакеты. Но все равно, проходя среди безжизненных ларьков, складывается впечатление, что попал в иной мир, в какое-то Зазеркалье.
Там, за старинным забором кипит жизнь, люди торопятся на Центральный рынок, стоится проект XXI века RailBaltica, а тут... полная разруха. Повсюду лежат кучи обломков, старые покрышки, ларьки без окон, некоторые уже с сорванной крышей и провалившимся полом. Ощущение какой-то безнадежности придают брошенные прежними владельцами самые обычные вещи: выпотрошенные кассовые аппараты, фрагменты манекенов, офисные кресла и кем-то забытая трость, обмотанная изолентой. Здесь сейчас вполне можно снимать фильм о жизни после апокалипсиса, соглашается Давис.
Что же из всего это решили забрать себе рижане? По данным LETA, более 200 претендентов подали свои заявки на использование материалов после демонтажа.
- Мы уже начали раздавать претендентам материалы. Вот, жду когда за ними приедут, - объяснил представитель REA свое присутствие среди развалин. - Казалось, что в первую очередь проявят интерес к металлу, чтобы сдать, но оказалось не совсем так. Было много представителей общественных организаций, художники и фотографы, которые искали антураж для своих декораций. Конечно, есть и те, кто руководствуется практичными целями, за стройматериалами себе на участок или для ремонта.
Он рассказывает про скульптора, которому необходим металл для творчества, про ребят из молодежного центра неподалеку - им материалы нужны для собственной вело мастерской. Один мужчина заявил, что заберет целиком весь домик, себе под курятник. Многое из того, что осталось от рынка еще может принести пользу жителям города.
Территорию освободят от построек подчистую, все что осталось невостребованное жителями города отвезут на полигон. Что будет на месте бывшего Промтоварного рынка самоуправление пока не придумало, как временное решение планируется оборудовать парковку для клиентов Центрального рынка. Сами торговцы отмечают, что там дела тоже идут неважно - людей стало гораздо меньше, во многом из-за того, что к рынку невозможно подъехать:
- Это ужас какой-то! Даже нам, чтобы погрузить-разгрузить товар приходится платить на платной парковке, - делится своим мнением торговец овощами на Центральном рынке. - Если человек приехал за свежей зеленью, то ему одна только парковка обойдется дороже. Конечно, сюда и не едут, потому что встать просто негде.
Великая стройка RailBaltic должна была серьезно изменить транспортную инфраструктуру возле Центрального рынка. Проект еще не завершился и уже повлиял. К сожалению, не в лучшую сторону. Долгое время участок улицы Ластадияс (бывшая Маскавас) возле рынка был перекопан, желающие закупиться могли оставить машину только на небольшой платной парковке вдоль канала. И если раньше, по словам старожилов рынка, она стоила 1,5 евро, то теперь плату задрали до 3 евро за час.
Изменились и маршруты общественного транспорта:
- Раньше тут ходил трамвай, многие на нем приезжали за покупками, - рассказывает продавец в рыбном павильоне. - Остановку троллейбуса тоже перенесли куда-то далеко. Стало очень неудобно.
Позволит ли парковка на месте Промтоварного рынка вдохнуть новую жизнь в Центральный? Будет ли она бесплатной час или полтора, как уже практикуют многие торговые центры? Или может стоянку для автомобилей признают "неэкологичной" и в рамках зеленого курса возведут какой-то экологически чистый проект? Решение-то временное, и будущее рынков - и бывшего Промтоварного и оставшегося Центрального - будут определять политики в Рижской думе. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.