Особо “Неаткарига” озаботилась двумя моментами.
Первый: "спустя 30 лет после восстановления независимости русские дети по-прежнему учатся в основном отдельно от латышских детей и им не обеспечивается образование на государственном языке".
Второй - вопиющая "некомпетентность ООН одновременно дискредитирует себя и необоснованно вмешивается во внутреннюю политику Латвии".
Желание русских школьников учиться на родном языке, многолетняя борьба за это их родителей и учителей в расчет не берутся. Как и многочисленные иски против насильственного перевода учебного процесса с родного языка на чужой, который уже начал рассматривать Европейский суд по правам человека.
Русские в Латвии активно и последовательно борются за сохранение учебы на родном языке для своих детей последние почти тридцать лет, но, похоже, не все в Латвии в курсе этого. Недавние рекомендации ООН дать детям образование на родном языке ввели известное СМИ едва не в ступор, вызвав гнев, возмущение, беспокойство. С чего вдруг?
-Недавние рекомендации ООН, критикующие политику Латвии в области образования в отношении к школам нацменьшинств, далеко не первые в новейшей истории, - говорит юрист Алексей Димитров. - Так же комитет ООН критиковал нашу страну за это же в 2008-м году. За это же Латвию критикуют постоянно разные правозащитные международные организации.
-Критикуют весьма мягко - в форме рекомендаций. Которые можно не выполнять, чем Латвия и пользуется.
-Но получать их все-таки неприятно. И - государству, которому постоянно рекомендуют обратить внимание на свои одни и те же недоработки, трудно требовать соблюдения прав от других государств.
-Тем более непонятно, чего так расстроились - не первый год о русских школах с Латвией ведут один и тот же разговор.
-Но нужно же хотя бы делать вид, что его поддерживаешь. Было время - накануне вступления в ЕС - постоянно шли дискуссии, обмены мнениями...Делали вид, что осмысливают рекомендации. Потом интерес к этому пропал - в ЕС вступили, что хотим из рекомендаций - выполняем, что хотим - игнорируем.
Где-то с 10-го года Латвия почувствовала себя безнаказанно в этом смысле и настолько сама убедила себя в собственной правоте, что теперь давно знакомые рекомендации многие воспринимают как холодный душ.
Но придется привыкнуть к тому, что и другие организации будут высказывать критические замечания, поскольку ситуация в этой сфере у нас не улучшается.
-Поскольку они рекомендации, чего из-за них расстраиваться. Не выполнять - и все.
-Но это нужно хотя бы обсуждать. И наши дипломаты понимают, что игнорировать полностью рекомендации нельзя. Надо хотя бы делать вид, что обсуждаешь проблемы с оппонентами. А у нас многих сама эта мысль ввергает в шок. Люди так долго уверяли себя, что все у нас в порядке, и вдруг - критика. Проще же списать свои проблемы на "некомпетентность ООН".
-С другой стороны, нам такие скандалы всегда полезны для оживления внутренней жизни. Крестьянский союз, вот, взбодрился накануне посевных.
-Кто бы тут внутри не шумел, все зависит от правительства. Оно может скорректировать образовательную политику в зависимости от собственной заинтересованности, от того, какой репутации добивается для себя. Хотя от нынешнего правительства трудно ожидать позитивных изменений. Но оно не вечно - подождем следующих.
-Когда примерно Европейский суд рассмотрит частные жалобы и вынесет свой вердикт по русским школам?
-Суд пытается рассматривать дела в течении трех лет с момента подачи. По школам результатов можно ожидать в 22-24-м годах. Тогда уже решение будет юридически обязывающим.
-Можно ли списать критику в адрес Латвии на "руку Москвы"? Есть ли возможности влияния?
-Подобного рода доклады составляют 18 независимых экспертов, которых назначает ООН, Россия не играет роли в составлении документов. И потом, есть же факты - если ситуация год от года не меняется в лучшую сторону и русские жители Латвии на это жалуются, этого не скроешь. Тактика игнорирования проблемы не решает, а приводит к тому, что тебе о ней вежливо, но постоянно напоминают и напоминают. Авторитета стране это не добавляет.
Елена СЛЮСАРЕВА