Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Сб, 14. Декабря Завтра: Auseklis, Gaisma

Юрий Шевчук: «Блогов не веду, в соцсетях не болтаю»

Любое выступление «ДДТ» в Москве — событие, что называется, штучное. На сей раз в «Олимпийском» группа представит трехчасовую программу «История звука», сотканную из композиций разных десятилетий и эпох. В преддверии концерта «Лента.ру» поговорила с Юрием Шевчуком о молодости, U2 и Уфе.

«Лента.ру»: Сколько тебе потребовалось времени, чтобы определить, какие вещи нужны в нынешней программе?

Юрий Шевчук: Мы отыграли уже 21 концерт в туре и в этой динамике что-то вычеркиваем, что-то добавляем. Программа живая и сложная. У нас же сотни песен и выбрать те, без которых, на мой взгляд, сегодня не обойтись — трудно. Я сначала голову ломал: что сыграть? Идти пр

 

 
Юрий Шевчук
 
стым путем, как поступают некоторые наши коллеги, и собрать свой the best не хотелось. Мне нужно некое сквозное действие, соединяющее все композиции, чтобы они были нанизаны на «шампур» нашего отношения к новейшей истории, к тем тридцати годам, которые мы пережили со времен Cоветского Союза. Сейчас программа сложилась, но ее развитие не закончилось. Продолжим вносить коррективы, уточнять смыслы в течение всего года.

Ты сейчас хочешь много разговаривать с залом между песнями?

Нет. Раньше был такой грех — говорил с публикой много и нудно. А сейчас совсем другое настроение. Ты ведь знаешь, я и интервью два года не давал. Чего попусту сотрясать атмосферу? Достаточно песнями выражать свое внутреннее состояние, ощущение времени, страны. Это гораздо интереснее и точнее. Поэтому я не имею никаких страниц в «инстаграме», не веду блогов, не болтаю в соцсетях по каждому поводу. Работая над песней, ты действительно серьезно изучаешь возникающие в тебе эмоции и стараешься выговориться максимально объективно по волнующей тебя теме.

Формируя «Историю звука», ты погрузился в собственное собрание сочинений. Нашел там темы, про которые сам себе сказал, что сегодня бы такое не написал?

Конечно! Допустим, наши ранние, ернические рок-н-ролльные куплеты, типа «Милиционер в рок-клубе». Сейчас бы так писать не стал. Ныне есть другие куплетисты (смеется). Или совсем иные вещи: «Предчувствие гражданской войны», «Пластун», «Правда на правду». Пожалуй, так уже не смогу. Пою их теперь и у самого мороз по коже. Ни фига себе, думаю, вот тот чувак, тот Юра, выдавал на-гора!

Да, отлично помню десятки выступлений «ДДТ» во второй половине 80-х — первой половине 90-х. По-моему, тогда был апофеоз твоего духа и страсти?

Я понимаю, что стал сегодня другим. Нет, принципы базовые не изменились, но энергетика…

Пассионарность ушла?

Нет, не ушла. Она обратилась во что-то иное. Пассионарность уходит, когда уж совсем все плохо (смеется). А я, наверное, подхожу к мироощущению, допустим, Коэна, Бродского, Гребенщикова. Не дал бог мне, конечно, такого таланта, как у них, но возможность понять напряги времени, разрешить свои внутренние противоречия, проблемы, обрести гармонию в меру своих сил — пытаюсь.

Сейчас делаются попытки как-то вновь выделить имя Александра Башлачева в русском роке. Издан его альбом-трибьют, проводятся вечера и фестивали, посвященные ему. И все равно, мне кажется, в башлачевскую поэзию проникают немногие, особенно в новом поколении...

Башлачев слишком сложен и утончен для широкого общественного резонанса. Согласись, и в те времена, при его жизни, он был этаким поэтом для поэтов. Нам, всей пишущей рок-н-ролльной братии, начиная с Кости Кинчева, Виктора Цоя и заканчивая мной, Саша как-то раздвигал пространства. Мы были в полном трансе от его взрывной поэтичности. Но Башлачева, по-моему, и нынешняя молодежь знает. Вот у нас в программе есть номер, где поминаются многие ушедшие российские рок-музыканты. Мы повторяем его во всех залах и молодые люди аплодируют каждому появляющемуся на экране человеку, тому же Башлачеву, Сереже Курехину, Янке Дягилевой…Так что их помнят и любят, это дорогого стоит.

Как ты, спустя уже достаточное количество лет, воспринимаешь свое выступление с Боно во время концерта U2 в Лужниках? Это значимый для тебя факт?

Отношусь к нему, как к приятному мгновению в моей жизни. Понимаешь, тогда главное для меня было даже не с Боно спеть, а побывать под сценой их шоу. Там пыхтел целый завод, трудилась сотня человек, десятки пультов, и я с восторгом наблюдал за технологией процесса, как эта машина U2 работает. Данное зрелище меня потрясло больше того, что происходило «на поверхности», то есть на сцене. Я многое для себя подсмотрел, увидел «кухню» и сердце U2. А сердце U2 — это не только Боно, но и те ребята, «кочегары», которые пашут в технической команде.

Любопытно. Ты ведь как раз часто «разрываешься» между двумя состояниями: вот этой «ютушной» глобальностью, монументальными программами, вроде «Черный пес — Петербург» или «Иначе» и таким камерным вариантом очкарика-барда с гитарой, спокойно сидящего на стуле у микрофона…Чего в тебе все-таки больше?

Не знаю. Такое сочетание контрастов, наверное, тоже неплохо. Но вообще во мне уже меньше пафоса этого рок-звездного, идиотского. Для меня важен процесс. Я вот сейчас совершенно не понимаю, каким получится наш предстоящий московский концерт и следующие выступления, но сам момент подготовки к ним, переезды сознания — это хорошо. Движуха — самое главное.

В нулевых и позже вы с группой активно искали новый для «ДДТ» саунд, использовали какие-то современные тенденции, подбирались к индастриалу. А сейчас, кажется, ваш звук сложился. В нем превалирует акустика и что-то от world music…

И инди есть немножко. Инди — великий стиль, он мне нравится, поскольку может воплотить в себе все. Такая свободная, хипповская музыка, которая напоминает мне 80-е — откуда мы выросли. Я сегодня люблю старые риффы вставлять в песни и так далее. За два минувших года я написал более двадцати новых вещей. Иногда пытаемся их исполнять, но ничего фактически не записано студийно. Мы сейчас как раз нащупываем для них адекватный, гармоничный саунд. Сижу в деревне, со своей компьютерной студией, бряцаю потихонечку на клавишах, на гитаре, советуюсь с ребятами, ищу. Надеюсь, в этом году мы начнем записывать новый альбом. Пора, что называется. Но нетерпения никакого нет. Время сильно ускоряется и иногда нужно давить на тормоза, не суетиться.

Представляешь себе трибьют «ДДТ»?

Как-то раз о нем подумал. Но что-то мне мешает обзвонить коллег-музыкантов и предложить: а сыграйте-ка вы наши песни. Чего их мучить…

А если продюсеры за тебя их обзвонят — не будешь против?

Не знаю, старик. Мне часто предлагают, то на корпоративе сыграть, то трибьют сделать. А меня чего-то как-то ломает (улыбается).

В твоем прошлом случались эпизоды, когда ты «ловил звездочку», как говорят спортсмены, и мог в какой-то ситуации сказать: «Да я же рок-звезда!»?

Бедная моя жена и мои близкие. Когда я себя веду не очень хорошо, они делают мне замечания. Пару раз я позволял себе нечто подобное брякнуть. В результате огребал от них по полной. Они мне говорят правду. И очень давно вылечили от этого синдрома (смеется).

В весенней части тура у «ДДТ» подряд следуют Нижний Новгород, Лондон, Уфа — контрасты, однако. Ты их чувствуешь?

Нет. Серьезно — нет. Везде надо сыграть, как в последний раз. Остальное вообще не волнует. Вот меня сейчас в разговорах опять иногда «пытают», условно говоря, я за «красных» или за «белых»? А я всегда за людей. Мы поем для всех, неважно, где эти люди живут, в Донецке, Киеве, Нижнем Новгороде, Лондоне — везде люди. Мне думается, эта позиция точная и рок-н-ролльная.

Земфира мне однажды сказала, что при любых раскладах в Уфу уже не вернется никогда. Ты можешь повторить ту же фразу?

Абсолютно нет. Земфира, наверное, в Уфе многое пережила еще в юности. Какие-то драмы, несправедливость… А для меня Уфа — теплейший, любимый город, где живут моя мама, сестра, много моих друзей. К сожалению, некоторых из них я уже потерял. Вот Рустэм Асанбаев недавно ушел — гитарист первого состава «ДДТ». Мы пытались его спасти, но болезнь победила. Такая потеря. Он знал все про всех в городе. Я приезжал в Уфу, Рустэм меня встречал и рассказывал последние новости. Кто из знакомых помер, кто женился, развелся, разбогател. Он был летописцем уфимских реалий, проводником…

Нет, Уфа в моем сердце. Мы даже готовим к выступлению специальные номера. Там как-то все проще, что ли... Вот уж в Уфе рок-звездой я точно никогда не был (улыбается). Слишком меня там хорошо знают.

А осадка от далекого прошлого, когда тебя в 1984-м фактически изгнали из родного города, сейчас совсем не осталось?

Давно уже все в прошлом. Я ж не злопамятный, во всяком случае стараюсь таковым быть. Мне иногда напоминают о той ситуации. Слушаю. Ну да, было и было. Другие страдали больше.

За последние годы для тебя находились какие-то вещи, становившиеся, скажем так, новой психологической или смысловой платформой? Бывает, люди прочтут что-то или переживут некое событие и существенно меняют свои мысли, взгляды.

Сама жизнь дает нам сейчас такие поводы для размышлений, что какие уж там книги! Книги — просто попытка выхода из разговора с самим собой, способ посоветоваться с тем или иным автором по поводу происходящего. Перечитываешь «Темные аллеи» Бунина, что-то из Достоевского, или новые произведения Сорокина, Быкова, Водолазкина и сверяешь с ними свои чувства и мысли. Но интереснее всего читать философию. Она помогает тебе не потеряться в стремительно меняющемся мире. Европа меняется, и Россия, и все страны бывшего СССР. Но шока у меня никакого нет по этому поводу. Шок был в 2014 году. За несколько месяцев до известных событий, мы проехали с концертами фактически всю Украину: от Львова до Луганска. И везде мы буквально кричали, что политики ссорят нас, но мы не сдадимся, будем дружить и тому подобное. А вскоре все получилось иначе и это, конечно, сильно меня потрясло. Мы пытались сделать что-то для мира, а вроде как все оказалось напрасно. И меня придавил вопрос: искусство все-таки влияет на сознание людей, на политику, помогает любви или нет?

И как ты на него ответил?

Влияет, но косвенно. Действительно, когда грохочут пушки — музы молчат. Но все равно эти «музы» помогают выжить. Напоминают о человечности в какие-то абсолютно бесчеловечные времена, когда идет брат на брата.

За минувшие несколько лет у тебя распалось человеческое общение с кем-то из знакомых?

Два года были споры какие-то. А сейчас со многими своим оппонентами практически помирился. Потому что это важно. Нас и так страшно раздирают в разные стороны и негоже мне добавлять свою ложку ненависти ко злу и пропаганде войны со всех сторон. Нужно учиться нам всем слушать друг друга, в результате в мире полегче будет.

 

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

В нынешнем году в Латвии в Google чаще всего искали Vivi

Согласно опубликованному Google отчету Year in Search, это самый актуальный запрос к поисковой системе в Латвии.

Согласно опубликованному Google отчету Year in Search, это самый актуальный запрос к поисковой системе в Латвии.

Читать
Загрузка

«Такое название в Риге? Серьезно?!»: надо переименовать ротационный круг Славу — телезритель «Без табу»

Название ротационного круга Славу в Риге нужно изменить, считает некий патриотически настроенный житель Латвии. Эксперты, впрочем, напоминают, что славяне - это не только русские и белорусы, то есть основное население соседних стран-агрессоров. Правда, эти же эксперты понимают, что у многих латышей в контексте Латвии и войны в Украине славяне вызывают именно такие ассоциации, так что они с пониманием относятся и к желанию сменить название.

Название ротационного круга Славу в Риге нужно изменить, считает некий патриотически настроенный житель Латвии. Эксперты, впрочем, напоминают, что славяне - это не только русские и белорусы, то есть основное население соседних стран-агрессоров. Правда, эти же эксперты понимают, что у многих латышей в контексте Латвии и войны в Украине славяне вызывают именно такие ассоциации, так что они с пониманием относятся и к желанию сменить название.

Читать

Снимается кино: где, когда и как в Риге ограничат движение

В связи с первым этапом съемок игрового фильма Humint с сегодняшнего дня до 3 января на нескольких центральных улицах столицы будут запрещены остановка и стоянка транспорта, о чем агентству LETA сообщили в Рижской думе.

В связи с первым этапом съемок игрового фильма Humint с сегодняшнего дня до 3 января на нескольких центральных улицах столицы будут запрещены остановка и стоянка транспорта, о чем агентству LETA сообщили в Рижской думе.

Читать

На западе дождь, на востоке снег, в Риге без существенных осадков: прогноз погоды на субботу

В эту субботу ожидается очередной серый день, на большей части территории страны - осадки, прогнозирует Латвийский центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

В эту субботу ожидается очередной серый день, на большей части территории страны - осадки, прогнозирует Латвийский центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

Читать

Публицист: как геополитические коллизии помогают ассимиляции русских Латвии

В этом учебном году окончат переход 4–х и 7–х классов на государственный. С 1 сентября 2025 года только на латышский окончательно переводятся 9–е классы. И учебных программ для национальных меньшинств в Латвии больше не будет.

В этом учебном году окончат переход 4–х и 7–х классов на государственный. С 1 сентября 2025 года только на латышский окончательно переводятся 9–е классы. И учебных программ для национальных меньшинств в Латвии больше не будет.

Читать

Временный техосмотр от CSDD не спасает от штрафа: полиции нет до него дела

Недавно телеканал 360TV News стал свидетелем случая, когда во время рейда полицейские оштрафовали автомобиль с изношенными шинами. Владелец рассказал полицейским, что у его машины есть «больничный лист», выданный Управлением безопасности дорожного движения (CSDD), но это не спасло его от штрафа.

Недавно телеканал 360TV News стал свидетелем случая, когда во время рейда полицейские оштрафовали автомобиль с изношенными шинами. Владелец рассказал полицейским, что у его машины есть «больничный лист», выданный Управлением безопасности дорожного движения (CSDD), но это не спасло его от штрафа.

Читать

У нового рижского колеса обозрения обнаружили российский след

Оказывается, выгодополучателем от нового колеса обозрения в Риге является инвестор родом из России Рустам Гильфанов. Интересно, не откажется ли теперь Рижская дума от такого сотрудничества? Журнал Ir раскопал прелюбопытную информацию, сообщает Grani.lv. Задавшись вопросом, кто же в конечном итоге владеет новым колесом обозрения в столице, издание выявило следующую цепочку.

Оказывается, выгодополучателем от нового колеса обозрения в Риге является инвестор родом из России Рустам Гильфанов. Интересно, не откажется ли теперь Рижская дума от такого сотрудничества? Журнал Ir раскопал прелюбопытную информацию, сообщает Grani.lv. Задавшись вопросом, кто же в конечном итоге владеет новым колесом обозрения в столице, издание выявило следующую цепочку.

Читать