Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Вс, 13. Июля Завтра: Margarita, Margrieta
Доступность

Янис Стрейч: пройдет время, даст Бог разум, и все поймут — у нас должна быть кинофабрика. Другого пути нет


«Мой друг - человек несерьёзный» и «Театр», «Незаконченный ужин», «Лимузин цвета белой ночи» и «Чужие страсти»... Не станем перечислять все его фильмы, их более двадцати.

Невозможно представить Рижскую киностудию без Яниса Стрейча, как не получится представить Яниса Стрейча без Рижской киностудии. В августе отмечается ее 70-летие, и мы поговорили с замечательным режиссером, который именно на этой легендарной кинофабрике сделал свои первые шаги в профессии 55 лет назад.

- Янис, уточним, что в 1948-м на базе частных кинокомпаний в Риге была создана Студия художественных и хроникально-документальных фильмов. Официальное название «Рижская киностудия» она получила 10 лет спустя. А вы пришли уже в новое здание, ведь как раз в 1963 году сдали его вторую очередь?

- Да, мне повезло, я начал работать в новом доме Рижской киностудии и сразу смог оценить его удобства. Но до этого иногда снимался в массовке и наблюдал жизнь разбросанных по всей Риге ее подразделений. И вот я увидел заново построенное огромное здание, где все компактно располагалось в одном месте. Там еще пахло масляной краской. Настоящей, чУдной масляной краской, запах которой возбуждает, от него веет новизной, чем-то многообещающим. Долго я не мог привыкнуть к сложной коридорной системе, пока наконец не понял ее очень простой принцип - четырехугольника...

- Первой вашей работой стал фильм «Армия Трясогузки», где вы ассистировали Александру Лейманису?

- Да, я занимался поиском детей по школам, организацией кинопроб. В эпоху мобильников трудно даже представить, как мы могли работать, когда на все огромное пространство студии приходилось несколько стационарных аппаратов! И в распоряжении съемочных групп находился единственный телефон, в коридоре. Иногда проще и быстрее было сесть в трамвай да прокатиться до одного из театров, чтобы договориться с актерами.

А мне нужно было осваивать на практике и профессию кинорежиссера, и огромное хозяйство киностудии. И прежде всего - ее многочисленные цеха. Целый цех подготовки съемок, в который входили отдельные мастерские. Например, швейная, со складами для костюмов. И фантастический бутафорский цех, куда можно было ходить как в музей! Он снабжал нас всяческими предметами, которые просто так не купишь.

Имелся огромный автоцех, где было даже переделанное под нужды операторов авто из Германии, подходящее для съемок с машины на улице. Говорили, что когда-то оно принадлежало самому Герингу.

После войны, когда многие богатые рижане уехали, картины и другие предметы искусства оказались без присмотра в покинутых квартирах. Да и оставшиеся хозяева продавали вещи задешево. Так что редко какой антиквариат мог бы похвастаться таким собранием, как наш склад реквизита!

- Но ведь немало по ходу долгой истории киностудии исчезло?

- Все потому, что этим хозяйством, его учетом и списанием заведовали отнюдь не специалисты в области искусства и дизайна, а просто бухгалтерия. А складом руководил «знающий» человек, который постепенно все и стащил. Вот составляется акт о том, что какая-то вещь - якобы - сломалась или разбилась, акт подписывают сам заведующий и еще два-три человека. Прилагаются какие-то обломки, отдаленно напоминающие указанный предмет... И вещь исчезла, но за руку никого не поймали. Жутко жалко!

Потому что был всесоюзный прокат

- Студия ведь проектировалась для работы с большим размахом?

- Да, у нее был огромный потенциал, могло бы сниматься до десяти картин в год. Представляете: три павильона, два огромных и один поменьше! Как-то мне довелось побывать в Стокгольме, в павильоне, где снимал свои картины Ингмар Бергман, и оказалось, что это всего лишь четвертая часть одного рижского.

В мое время у нас планировалось выпускать четыре фильма в текущем году и еще один с переходом на следующий. Параллельно создавалась еще и телевизионная продукция. Так что вернее было бы назвать все это кинофабрикой, ведь студия производила продукцию, выполняя заказ.

А что такое заказ? Существовала всесоюзная контора Госкино с двумя основными направлениями работы: кинопроизводство и кинопрокат. Огромная сеть кинопроката охватывала всю территорию Советского Союза, работали 150 тысяч киноустановок разного типа. Одних только кинотеатров на тысячу мест и более было около пятисот. За всю свою жизнь я побывал в единственном таком, во Владивостоке. Там я смотрел мою картину «Лимузин цвета белой ночи» на экране высотой с многоэтажный дом!

И представьте, если бы каждая киноустановка собирала за билеты, допустим, только по рублю, фильм уже окупался бы. Министерство финансов выделяло Госкино ежегодно около 100 миллионов рублей. А стоимость картины была от 300 тысяч, в редких случаях - до миллиона. И Рижская киностудия могла существовать потому, что был всесоюзный прокат (часть сбора шла на ее содержание) и что Госкино делало государственный заказ.

Но это не означало изначальной диктовки из центра. У нас была собственная редактура, которая составляла репертуар, а уже потом он согласовывался в Москве, в главке. Что касается меня, то первый зампред Госкино, мой большой благодетель Борис Павленок, уважал мое творчество и, можно сказать, спас картину «Мой друг - человек несерьезный», а также сценарии фильмов «Лимузин цвета белой ночи» и «Чужие страсти».

Такие наивные Стрейч и Бренч

- Как же проходила ваша адаптация в кино?

- У меня были прекрасные учителя. Александр Лейманис очень верил в меня и всегда поддерживал. Лейманис был отличнейший педагог, это признают все актеры, с которыми он работал. У него был огромный театральный опыт, но я удивляюсь: откуда такое понимание кино и такие знания в этой области?!

Свою первую картину Александр снял так, будто занимался этим уже долгие годы. А у него был отличный оператор Марис Рудзитис. Крепкая дружба связывала его с талантливым живописцем, сценографом и декоратором Лаймдонисом Грасманисом. По-моему, мне повезло даже больше, нежели я учился бы во ВГИКе, потому что пройти такую практическую школу - это на всю жизнь.

Знаете, каждой из республиканских киностудий, находившихся в подчинении Госкино, присваивалась своя категория, определявшая оплату труда, штат работников и главное - количество производственных единиц - выпускаемых картин. А план превыше всего! Дефицит хороших сценариев наблюдался всегда, поэтому ради выполнения плана приходилось брать даже сценарий не слишком высокого качества и приступать к работе. Спасать студию.

Некоторые режиссеры считали это ниже своего достоинства. Но находились и такие наивные, как я, как Бренч, которые постоянно спасали положение. Я неоднократно брался за работу просто потому, что была производственная необходимость. И как ни странно, среди этих спасательных работ оказался и такой шедевр (по общему мнению), как фильм «Театр».

- А в прокате картина могла собрать десятки миллионов?

- Могла. Так было, например, с известными детективами Бренча, которые создавали нашу кассу и славу Рижской киностудии. А другие зарабатывали пару миллионов - но все-таки миллионов! Просто цифра ниже миллиона по Союзу была невозможна. Фильм «Эдгар и Кристина» с Вией Артмане в главной роли заработал 40 с лишним миллионов по всему СССР. Теперь посчитаем: в Латвии 600 тысяч зрителей, стоимость билета 25 копеек - получается 150 тысяч рублей? Даже не покрывает расходы на съемки...

Нас спасал и держал всесоюзный прокат, и латвийское кино на этом пространстве было в почете. Советский зритель любил картины стран соцлагеря (польские, венгерские, чешские), а наши стояли с ними наравне! Хотя грузинское кино было выше в художественном смысле, широкий зритель больше любил латвийское, потому что Латвия производила «европейский продукт».

А тут и Алик случайно нашёлся

- Однако существовала проблема недостатка хорошей новой режиссуры?

- Особенно во времена моей молодости. Уже был, например, Варис Круминьш с его «Сыном рыбака»... И много для развития послевоенного латвийского кино сделал в частности режиссер Павел Арманд. Попал он в Ригу, можно сказать, случайно, когда был командирован на картину Александра Иванова «Возвращение с победой» сорежиссером. Полюбил Латвию, остался здесь жить. И сделал на Рижской киностудии свои лучшие фильмы: «Весенние заморозки», «За лебединой стаей облаков» и «Повесть о латышском стрелке», которые легли в основу нашей национальной кинематографии.

Но в июне 1959-го Хрущев принял участие в совещании руководящих партийных работников Латвии, а уже через месяц произошел разгром «группы национал-коммунистов». И творческие планы Арманда рухнули. А он готовился снимать «Времена землемеров» по братьям Каудзите, намечалась и картина о становлении национального самосознания, о временах первой атмоды... При Арманде на киностудии начали работать Роланд Калныньш, Леонид Лейманис. Пришло новое режиссерское поколение, но разговоры о том, что нет режиссуры, все продолжались и продолжались как проклятье.

- И что в этой связи предпринимало большое киноначальство?

- В 1976-м местное Госкино возглавил Олег Руднев. До этого он работал первым секретарем Юрмальского горкома партии, но в партийной верхушке был белой вороной. Не того склада человек. Руднев пересмотрел все наши картины, которые тогда снимались, и сказал: «Вранье! У нас есть свои режиссеры, и нечего нам приглашать их со стороны!» С чего и начался творческий расцвет лично мой и многих других режиссеров.

Между прочим, утверждение, что сценарий «Долгой дороги в дюнах» был просто конъюнктурой, - вранье! Я дружил с Рудневым и знаю, как он был одержим этой идеей. К Рудневу еще в Юрмалу из Москвы приезжала группа одной телекартины, как раз договориться о съемках нового сериала. А тут и Алик Бренч случайно нашелся. Он тогда отправился к Рудневу поговорить о каких-то бытовых делах, а тот обрадовался: «О, режиссер! А у меня тут есть заявка на сериал!» И началось.

- Вы застали Павла Янковского, Фридриха Королькевича, Генриха Лепешко, Рихарда Пикса. С кем из директоров Рижской киностудии вы связываете самые яркие творческие моменты?

- Янковского я толком и не видел. После него пришел Королькевич, замечательный, передовой человек. Кстати, именно он придумал знаменитый бланк Рижской киностудии, с символом-петушком... Затем начались какие-то интриги, и Королькевича сменил бывший директор школы Лепешко, который оставался на должности директора киностудии дольше всех в Союзе.

Заслуга Лепешко в частности в том, что наша кинофабрика содержалась при нем как лучшая в Союзе (если не считать «Мосфильма»), годами получала переходящее Трудовое Красное Знамя за культуру производства и славилась как образец некой «заграничности».

Производство у Лепешко было на первом месте. Он приучил нас, «послушных» режиссеров, вроде меня или Бренча, к тому, что мы, может быть, звезд с неба не хватали, но находили выход из любой ситуации. Беда в том, что Лепешко не заметил, что пора не только о количестве заботиться, но и думать о новом качестве.

Вошёл в историю

- Последним директором Рижской киностудии советских времен был режиссер Рихард Пикс?

- Это произошло, когда система проката уже была разрушена, связи разорваны. Пиксу удалось договориться с норвежцами, чтобы они взяли киностудию под крыло, сделав своим филиалом. Я тогда руководил нашим Союзом кинематографистов и поддержал эту идею. Но тут коллеги взбунтовались: «Опять от кого-то зависеть?! Ни в коем случае!»

- Один из лучших своих фильмов, «Дитя человеческое», вы сняли еще за московские деньги?

- За московские деньги, но уже на маленькой киностудии под названием Trīs, руководил которой Роланд Калныньш. Когда я бывал в Москве как член секретариата СК СССР, столичный киноредактор Раиса Соломоновна Зусева как-то посоветовала: «Ян, вам именно надо снять что-то очень национальное. Чтобы показать традиции своего народа...» И мой сценарий «Дитя человеческое» по одноименному роману Яниса Клидзейса был принят без разговоров.

Приехал я сдавать фильм в главк, и с каким восторгом мое «Дитя» принимали, с какими слезами, как меня обнимали: «Ян, мы давно не видели в этом доме ничего такого чистого, возвышенного!» Эпоха рухнула, да и само здание главка напоминало что-то из чеховского «Вишневого сада» - а мне судьба позволила сердечно проститься и уйти оттуда победителем.

Потом картину откупили власти Даугавпилса и Резекне. Москва выдвинула фильм на соискание премии "Оскар" от России. Но пришел ответ, что режиссер латвийский, - и тогда «Дитя» выдвинула уже независимая Латвия. Лента вошла в лонг-лист, а я вошел в историю как участник конкурса на премию «Оскар».

Здесь должен быть филиал

- Теперь Рижская киностудия может только предоставлять помещения?

- Павильоны - единственное, что осталось, самое ценное. Слава богу, что их используют по прямому назначению. Руководству студии приходится нелегко, и дай бог, чтобы у них все получалось, потому что у этих павильонов большие возможности.

И главное. Когда я только пришел в кино, наткнулся в газете на высказывание какого-то критика, что кино - чуждое для латышей искусство, не по нашему темпераменту. Что латыши народ спокойный, им нужно что-то стабильное: станковая живопись, хор... Заниматься кино им не надо.

Надеюсь, то, что наш народ к этому искусству очень даже приспособлен, и я, и Бренч, и многие другие смогли доказать своей жизнью. И в этом самая наша большая заслуга. Продолжает доказывать и новое поколение. Пройдет время, даст Бог разум, и все поймут, что здесь должен быть филиал какой-то настоящей мощной кинофабрики (возвращаясь к скандинавам). Другого пути нет!

Наталья МОРОЗОВА.

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Совсем нет кадров или что? БПБК сможет возглавить лицо с судимостью за преступление по неосторожности

Стать начальником и сотрудником Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) могут разрешить людям, ранее наказанным за совершение преступного деяния по неосторожности.

Стать начальником и сотрудником Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) могут разрешить людям, ранее наказанным за совершение преступного деяния по неосторожности.

Читать
Загрузка

Яунупс: Силиня не способна построить успешную карьеру — она «хочет быть комментатором хороших новостей»

Член правления партии "Развитию Латвии" Эдгар Яунупс в эфире TV 24, в программе Preses klubs, заявил в ходе дискуссии, что премьер Латвии Эвика Силиня не способна сделать успешную карьеру, не желает этим заниматься и не будет, поскольку "хочет быть вроде комментатора хороших новостей".

Член правления партии "Развитию Латвии" Эдгар Яунупс в эфире TV 24, в программе Preses klubs, заявил в ходе дискуссии, что премьер Латвии Эвика Силиня не способна сделать успешную карьеру, не желает этим заниматься и не будет, поскольку "хочет быть вроде комментатора хороших новостей".

Читать

В Евросоюзе запрещено торговать мясным фаршем на развес? ПВС опровергает слухи

В соцсетях была озвучена довольно странная информация о том, что якобы европейские правила запрещают торговать развесным мясным фаршем. Редакция Jauns.lv выяснила, правда это или нет.

В соцсетях была озвучена довольно странная информация о том, что якобы европейские правила запрещают торговать развесным мясным фаршем. Редакция Jauns.lv выяснила, правда это или нет.

Читать

«Построено 0 миллиметров»: всё ещё неясно, как будет выглядеть основная трасса Rail Baltica в Латвии

Пресловутый проект Rail Baltica продвинулся вперед. Заключен договор, чтобы начать строительство основной трассы под Иецавой. Однако это скорее предварительные работы. До сих пор неясно, как именно будет выглядеть первая стадия Rail Baltica в Латвии, сообщает TV3 Ziņas.

Пресловутый проект Rail Baltica продвинулся вперед. Заключен договор, чтобы начать строительство основной трассы под Иецавой. Однако это скорее предварительные работы. До сих пор неясно, как именно будет выглядеть первая стадия Rail Baltica в Латвии, сообщает TV3 Ziņas.

Читать

Узулниекс: в этом году пенсии индексируют в полном размере, пенсию по выслуге не отберут ни у кого

"В этом году индексация пенсий коснется 98% пенсионеров. С 1 октября мы индексируем пенсии в полном объеме. Если до этого индексировались пенсии на 50% от медианного дохода, то есть 683 евро, то с 1 октября мы будем индексировать пенсии, начиная с 1500 евро", - заявил в интервью программе Латвийского радио Krustpunktā министр благосостояния Рейнис Узулниекс. Кроме этого, министр объяснил принцип введения базовых пенсий и успокоил, что пенсий по выслуге никого не лишат.

"В этом году индексация пенсий коснется 98% пенсионеров. С 1 октября мы индексируем пенсии в полном объеме. Если до этого индексировались пенсии на 50% от медианного дохода, то есть 683 евро, то с 1 октября мы будем индексировать пенсии, начиная с 1500 евро", - заявил в интервью программе Латвийского радио Krustpunktā министр благосостояния Рейнис Узулниекс. Кроме этого, министр объяснил принцип введения базовых пенсий и успокоил, что пенсий по выслуге никого не лишат.

Читать

Звейсалниекс: «На всех уровнях управления — отрицательный отбор, элементарного сделать не могут»

Столь резкую реакцию у присяжного адвоката Артура Звейсалниекса вызвала новость о том, что в десятые классы в Риге подано больше заявлений, чем имеется в наличии мест в столичных школах; зашла даже речь об открытии дополнительных параллельных классов.

Столь резкую реакцию у присяжного адвоката Артура Звейсалниекса вызвала новость о том, что в десятые классы в Риге подано больше заявлений, чем имеется в наличии мест в столичных школах; зашла даже речь об открытии дополнительных параллельных классов.

Читать

Где взять билет, если ты турист? Задача оказалась неожиданно сложной

Для рижан, возможно, этот вопрос не актуален, но если ты иностранец, то в столице у тебя могут возникнуть реальные трудности с приобретением билета на общественный транспорт. Особенно если автоматы не работают.

Для рижан, возможно, этот вопрос не актуален, но если ты иностранец, то в столице у тебя могут возникнуть реальные трудности с приобретением билета на общественный транспорт. Особенно если автоматы не работают.

Читать