До конца года правительство планирует субсидировать расходы домохозяйств на электроэнергию и выделило на это 30,5 млн. евро. Latvenergo поручено выплатить еще 18,5 млн. евро в виде дивидендов, а оставшиеся 11,98 млн. евро покрыть из государственного бюджета. Latvenergo также должно заплатить налог на прибыль с дивидендов, который составит около 4,6 млн. евро (таким образом, государственный бюджет потеряет в этом году только около 7,4 млн. евро).
Что в этой схеме вызывает вопросы.
Во-первых, финансовые результаты первого полугодия как для Sadales tīkls, так и для Augstsprieguma tīkls не показали никакой трагедии. Sadales tīkls работала с убытком в размере 6,6 млн евро, однако из этой суммы на доставку энергии приходилось только 0,8 млн евро. С другой стороны, сеть Augstsprieguma tīkls (AST) показала прибыль в размере 6 миллионов евро, что вызвало вопросы к решению Комиссии по общественному регулированию разрешить повышение тарифов на 30%. Как видим, тогда это решение спокойно можно было отложить.
Во-вторых, учитывая, что до повышения тарифов поставщики услуг работают без убытков или с прибылью, решение приведет лишь к обмену средствами между всеми участниками процесса (государственный бюджет, Latvenergo, Sadales tīkls и Augstsprieguma tīkls), но никто не понесет убытков, а некоторые даже получат прибыль. Sadales tīkls получит некомпенсированные 40%, а государственный бюджет получит дополнительный PVN на некомпенсированную часть, а также UIN. Затем в следующем году, а может быть, на год позже, Latvenergo и государство вернут свои затраты за счет дивидендов.
Таким образом, как мы видим, что льготы существуют только "на бумаге", а главным выгодоприобретателем от повышения тарифов является государственный бюджет. Платить за все будут в любом случае домохозяйства. Создатели госбюджета начинают использовать маркетинговые приемы супермаркетов - сначала поднять цену на лишнюю сотню процентов и разочаровать покупателей, а потом порадовать и дать 60%-ную скидку по промоакциям. Одним словом, правительство объявило рождественские скидки.
Не проще ли было бы дать указание Latvenergo напрямую компенсировать распределительным сетям убытки, связанные с оказанием услуг по распределению, и не повышать тарифы (и, прежде всего, AST) в то время, когда в экономике бушует инфляция? Это было бы только на пользу латвийской экономике.
Но тогда "проигравшим" окажется государственный бюджет, поскольку он не получит подоходный налог с дивидендов, выплачиваемых Latvenergo и Sadales tīkls, да и сами дивиденды будут меньше. Возможно, другие налоговые поступления с лихвой компенсировали бы эти потери, но у наших политиков, стоящих у власти, своеобразное понимание экономики.
Правительству проще играть краплеными картами и брать не там, где это имеет смысл, а там, где есть возможность взять, и как мы видим, проиграть в этой игре может только потребитель. Вариант, когда в выигрыше остаются оба, вообще не рассматривается.
Ну и что в итоге? Тарифы повысили, чтобы компенсировать растущие расходы Sadales tīkls или пополнить опустевший государственный бюджет?