- Что вы посоветуете рядовому обывателю? Как себя вести, когда объявлена чрезвычайная ситуация?
Нил УШАКОВ: Сидеть дома! Если ты только что вернулся из-за границы, если ты себя плохо чувствуешь! Нет в эти дни никаких более действенных методов остановить эпидемию! Когда снимут ограничения, отменят чрезвычайное положение и откроют границы – это зависит не только от государства и правительства, а от каждого из нас.
Я приведу пример Южной Кореи, где пациентка под номером 31, пока себя плохо чувствовала, успела сходить на два богослужения и заразила еще около 1500 человек. В результате к 31-у пациенту добавилось сразу еще полторы тысячи. Про 1500 заражённых – это, к сожалению, не фейк и не городская легенда.
- А если говорить о социальных, политических процессах, которые сейчас происходят в стране?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Сейчас настало такое время, когда даже самые недалекие политики должны понять, что в этом мире есть вызовы и опасности, пострашнее «Согласия» и ужасного Нила Ушакова. Как ни странно это звучит, но, надеюсь, коронавирус поможет нам поменять мышление. Сейчас должны понять все – и справа, и слева, и коалиция, и оппозиция – согласие и сплоченность общества – это категория государственной безопасности. Такая же важная, как, например, вооружение или киберзащита.
Мы должны извлечь урок из происходящего. Посмотрите: вдруг, оказалось, что если случается какая-то беда, то во всех странах именно национальная политика вдруг резко выходит на самый высокий уровень. Границы закрываются. Мы все время ждали, что, случить что – придет «помощь из-за океана». А первое, что сделал Трамп – закрыл границу. И его можно понять – у него ответственность перед своими гражданами, своими избирателями.
Для него слова «make America great again» - это не просто предвыборный лозунг. Он стремится сделать жизнь людей лучше. А Европа в смущении – как же так, нас не предупредили! И не будут предупреждать!
Хотелось бы, чтобы наши правители тоже поставили на первое место интересы именно нашей страны. И сейчас как раз хороший момент для того, чтобы они могли доказать, что могут сделать что-то полезное. Но сделать это можно, только заткнув рты болтунам-националистам, забыв эти вечные «этнические проблемы». У нас уже дошло до того, что по этнической принадлежности человека записывают или в разряд «просвещенных европейцев», или – к «диким варварам». С этим пора заканчивать!
Впереди, конечно, очень тяжелое время. Наверное, те ограничения, которые введены сегодня, - могут быть продлены. Надо готовиться к тяжелому, трудному периоду жизни, оставаться людьми, попробовать понять, что когда беда приходит – мы должны быть все вместе. И если кто-то думает, что во время общей беды можно будет что-то «списать» и получить какие-то «бонусы», мне очень жаль этих людей.
- Быть вместе – звучит как лозунг…?
Нил УШАКОВ: Практически, так и есть. Вместе! – это движение, которое в сегодняшних, действительно чрезвычайных обстоятельствах, запускает социал-демократическая партия «Согласие». Цель простая и одновременно сложная - помочь соотечественникам, в силу наших возможностей, проверенной информацией и юридической поддержкой в вопросах, связанных с эпидемией COVID-19. Какие ограничения и где введены, как вернуться на родину, что происходит в магазинах, кому и как нужно оказать поддержку, какая поддержка бизнесу достанется от ЕС, правительства Латвии или самоуправлений, как защитить права работников.
Изначально проект направлен на информацию в первую очередь на русском языке. К сожалению, в условиях кризиса правительство Латвии оказалось не способным полноценно и качественно общаться с русскоязычной третью населения страны. А это уже ставит под угрозу здоровье, безопасность и благополучие всей нации. В этих обстоятельствах только «Согласие» способно сделать то, что не может правительство страны. Впереди не самое простое время и поэтому держаться нам надо вместе!
- Если говорить об экономических последствиях, какими они могут быть?
Андрей КОЗЛОВ: Мне вспоминается 2008 год, когда масса предприятий оказались в сложном экономическом состоянии. Тогда правительство не то что не принимало мер по оказанию помощи, а своими действиями усугубляло сложную для людей ситуацию – государству не хватало денег, повышались основные налоги, в том числе, НДС, а те решения по ипотеке, которые необходимо было принять (льготы или мораторий на ипотеку) принималось с огромным опозданием, через полгода-год, когда компании, имевшие кредиты, уже переставали существовать.
Меня беспокоит, как бы сейчас это не повторилось: пока наши министры думают, или налоговые органы заявляют о том, что с каждым будет проведена индивидуальная работа, как бы не стало уже поздно. Я предполагаю, что огромное количество людей уже завтра останутся без источников доходов по причине приостановленной работы предприятий или из-за увольнений – это наблюдается в транспортной отрасли. В то же время, гостиничный бизнес, туризм, как отрасли, вообще, по сути, перестали существовать. Вслед за ними пойдет ресторанный бизнес, все, что связано с обслуживанием клиентов, туристов.
Государству, к сожалению, придется пойти на траты, терять деньги в виде налоговых поступлений. Возможно, придется ввести льготы на оплату коммунальных платежей. Это серьезное испытание. Проблема в том еще, что границы закрыты, и от людей никак не избавишься. Это в 2008 году они могли поехать в Германию или Англию и заработать себе денег, чтобы прокормить семьи. А сегодня все останутся здесь. И от правительства требуются оперативные действия.
Нил УШАКОВ: Говоря о сокращениях, добавлю… Это абсолютно не допустимая ситуация – то, что произошло на airBaltic. Особенно учитывая, что это НАЦИОНАЛЬНАЯ авиакомпания! Правительство должно обеспечить работодателям гарантии и поддержку, чтобы не допустить массовых увольнений во время эпидемии COVID-19! Эпидемия закончится, а людям надо будет возвращаться на свои рабочие места – от авиакомпаний до магазинчиков. И сохранить эти места можно только при поддержке государства. Но наше государство даже работников национальной компании разрешает уволить с нарушением трудового законодательства!
- Так кто оплатит последствия кризиса?
Нил УШАКОВ: Это не должны быть работники! Увольнения, образовавшиеся долги по кредитам, налогам, коммунальным счетам – не таким образом мы должны будем преодолевать последствия эпидемии! Сейчас все зависит больше всего от Европейского Союза – насколько мы будем способны оказать полноценную поддержку бизнесу, в первую очередь, малому и среднему. Как мы сможем поддержать наших граждан – прямыми субсидиями и пособиями, налоговыми каникулами или полной отменой на время отдельных платежей. Именно эти вопросы сейчас должен решать Европейский парламент и именно этим мы занимаемся с коллегами социалистами и демократами.
Мы не имеем права повторить ошибки кризиса 2008-2009 годов! Мир после эпидемии не будет таким, каким он был раньше. И только от нас зависит - станем ли мы после кризиса сплоченнее и по-честному солидарно преодолеем его последствия? Или все закончится как обычно у нас принято в Латвии - все спишут на работяг и на этом все закончится.
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: На поддержку бизнеса государство планирует выделить миллиард. Мне очень бы хотелось, чтобы этот миллиард был бы потрачен обоснованно, честно и по объективным критериям. Не хотелось бы, чтобы в первую очередь покрыли бы все расходы, например, авиакомпании, потому что там есть государственный капитал. А всем остальным помогать «по остаточному принципу». Это должно быть реальное, объективное, честное распределение.
- Какой помощи мы можем ждать от Евросоюза?
Нил УШАКОВ: Моя задача в Европарламенте - добиваться максимальной поддержки странам-членам ЕС. И это очень важно, так как мы хорошо понимаем – надеяться на наше правительство было бы ненужным оптимизмом. Но с другой стороны махнуть еще раз рукой и сделать все самим – тоже неправильно. Мы все должны заставить правящих политиков во время этого кризиса не вести себя как обычно.
Правительство Латвии будет необходимо заставить предоставить самые широкие формы поддержки населению своей страны. Поэтому работать надо на всех уровнях – и на европейском, и домашнем. Тогда появится Надежда с меньшими потерями пережить этот кризис.
Андрей Антонов.