Какой была жизнь детей в Латвии в 1990-х? В то время сама возможность, что ребенок достигнет совершеннолетия, была заметно меньше, чем сейчас. Почему? Ведь было больше шансов, что их убьют, сами погибнут или будут покалечены. В вернувшей себе независимость стране на догах и в машинах умирало неисчислимое количество людей. У людей было слабое понимание о правилах дорожного движения, ездили быстро, ездили пьяными, не пристегивались, а дорожные знаки устанавливали в несоответствии. На пешеходном переходе у дома почти каждую неделю кого-то переезжали. Новые знаки установили только после того, когда водитель переезжал маленького ребенка.
Поздно вечером ты не мог безопасно идти даже к родителям по улице, ведь был риск, что ваши пути пересекутся с бандитами, с пьяными русским солдатами,
или просто попадете в ситуацию, когда две банды сражаются между собой. В свою очередь, когда тебе одному нужно было куда-то идти, то это была своего рода лотереей. Выберешь неправильный путь и получишь проблемы. Можно было наткнуться на отморозков, которые ни за что захотят тебя прибить, на наркоманов, которые тебя ограбят, на цыган, которые тебя пырнут отверткой, на гопников, которым не понравится, что ты говоришь на латышском, на больных, которые в 90-е активно крали детей – использовали и убивали.
Довольно быстро ты должен был научиться ходить по центру тротуара, поскольку, если шел слишком близко к домам, был риск, что тебя в них затащат и похитят. Если шел слишком близко к улице, то был риск, что тебя затащат в машину или будешь сбит пьяным водителем. Ты был вынужден учиться идти уверенно и очень быстро. Правильно держать взгляд – ты не должен был опускать голову, ты не должен был смотреть на других сверху, ты не должен был выражать страха или других признаков слабости.
Иначе ты рисковал остаться без денег, стать участником драки или получить нож в ребра. И это не было чем-то необычным. Во время вечеринки у соседа в то время одного парня прирезал другой, живущий по соседству пьянчуга постоянно рассказывал, что он зарезал другого парня, матери одноклассника пришлось спасать пенсионерку, которую зарезал вор, родителей другого одноклассника убили наркоманы. Это не было чем-то необычным. Одних зарезали, других застрелили. Это просто происходила, а единственное, что ты мог сделать – быть готовым к ситуациям, когда твоя собственная жизнь будет в опасности. Кто-то ходил на восточные единоборства, кто-то носил с собой холодное оружие и газовые баллончики, кто-то готовился по-другому. Это было нормой в перерывах бить кулаками в цементные стены, чтобы кулаки стали крепче. Парни учились не чувствовать боли вовсе не потому, что это было стильно, но, чтобы в случае проигранной драки их бы не унизили.
В школе, в компании друзей, в спортивных школах, везде были те, которых унижали. Унижали за то, что был слишком толстым, худым, тихим, темным, светлым. Лишком хорошо или слишком плохо одевался. Был слишком или недостаточно эмоциональным. Не буду описывать способы унижений, но могу допустить, что сегодня после такого приезжали бы команды с кинокамерами, социальные служащие, полиция и пожарные.
Целью унижения было вызвать эмоции униженного – слезы или гнев. Глупо, цинично и жалко, но это было нормой, учителя не вмешивались. То, что нужно сказать, что у всего были свои границы. Неписанные правила, места, по которым никогда нельзя было бить, не помню ни одной драки, где били бы того, кто лежит на земле, особенно, если он без сознания. Только больной преступник мог нарушить эти правила.
Современной молодежи кажется, что проблема в том, что у них не самый последний айфон. В то время проблемой было поесть и не ходить в совершенно оборванном виде. В то время не было бесплатных обедах в школах для всех. О еде нужно было заботиться самим. Конечно, благополучие семей отличалось. Были богатые дети, которые могли достать все, что хочется. Но большая часть жила на выданные родителями несколько сантимов. На теплый обед не хватало, хватало на закуску. Но если тебе нужно было купить новые боты, поскольку страну порвались, или новые джинсы, то копить тебе нужно было самому. Что делать? Не есть много дней и копить деньги. Попробуйте, будучи подростком, не есть, но в то же время учиться и ходить на тренировки.
В момент, когда ты мог зарабатывать деньги, искал возможность работать, чтобы заработать хоть небольшую сумму. Но и там было иначе. Современные дети слишком добры к родителям. Они разрешают детям оставить все заработанное себе. Раньше же было нормой, что часть заработанного они отдают в семью для оплаты счетов. В детстве это казалось несправедливостью, но это научило, что в жизни часть заработка всегда уйдет не на твои нужды. Если ты хоть раз упрекал родителей за то, что они давали слишком мало карманных денег и слишком редко покупали новые телефону, тогда сходи извинись, ведь только благодаря этим людям у тебя вообще есть деньги и телефон. У них, вероятно, ничего такого не было. Ты ничего им не дал, а они тебе дали.
Нет, я не жил в каком-то гангстерском районе. В школьное время жил в центре Риги и учился в одной из лучших гимназий того времени. В других районах ситуация была еще более паршивой. Если из наших районов полиция и родители хоть немного гоняли воров, насильников, гопников и наркоманов, то в других местах они могли промышлять свободней. Вы прорветесь через них и создадите лучшую жизнь для себя, своей семьи и своего народа".
Комментарий press.lv:
Jānis Dombrava (dzimis 1988. gada 29. jūnijā Rīgā) - это из Википедии. 1988-го, Карл! И это он описывает свои "школьные годы"! Вывод российских войск из Латвии, если кто не помнит, закончился 31 августа 1994 года. Домбраве было шесть. Потом он пошел в школу.
Вы не подскажете, что курили "в одной из лучших гимназий того времени", что обнаружить "пьяных русских солдат" на улицах Риги в конце 1990-х? Или, может быть, Домбрава кунгс начал пить, курить и говорить одновременно? Это многое объяснило бы. В том числе, в нынешней политике Латвии.
В общем, эпос, эпос! Куда там "Калевале" с "Лачплесисом".
Для тех, кто хочет насладиться оригиналом: