На сей раз депутаты фракции ТВ–Visu Latvijai зацепились за крамольные высказывания министра культуры Агнесе Логиной ("Прогрессивные") и внесли в Сейм проект о выражении ей недоверия. Националистам не понравилось, что глава Минкульта усомнилась в целесообразности выполнения пункта концепции нацбезопасности — о прекращении русского вещания в общественных СМИ.
Вчера дебаты по этой инициативе "тевземцев" об отставке министра культуры продолжались более двух часов.
Депутат Сейма от нацобъединения Наурис Пунтулис — кстати, предшественник Логиной на этом посту, — говорил о том, что Латвия хоть и с опозданием, но зато стремительно прощается с "русским миром Путина и с последствиями оккупации". И только Логина все еще тормозит этот процесс, пытаясь сохранить русское вещание за бюджетные деньги.
Язык — это оружие!
"Тевземцы" продолжили смешивать войну в Украине с русским языком, пытаясь обвинить в происходящем русский язык и его носителей, в том числе и в Латвии. "Сегодня Россия убивает на Украине во имя русского мира. Центральным элементом русского мира является русский язык, без него построить русский мир и укрепить влияние Кремля нельзя.
Именно поэтому в недавно обнародованных планах Кремля в отношении Латвии одним из основных пунктов значился пункт об укреплении русского языка, чтобы он де–факто был втором госязыком. И министр культуры предлагает делать именно то, что предусмотрено в планах Кремля. При помощи финансируемых государством общественных СМИ зацементировать в Латвии де–факто двуязычие.
Культивируем параллельный мир, в котором может спокойно функционировать, зная только один русский язык. Эта среда называется "русским миром", и это явная угроза безопасности Латвии. Укрепление такой среды может закончиться кровопролитием, что сейчас и происходит на Украине", — вещал с трибуны депутат Сейма Эдвинс Шноре.
В свою очередь, Инара Мурниеце из той же партии напомнила, что язык — это оружие, политическое оружие, которое используется против Латвии. Она отметила, что не так уж давно — в 2012 году, почти 25% граждан Латвии проголосовали на референдуме за то, чтобы русский язык стал вторым государственным.
Депутат призвала бороться с самодостаточностью русского языка. Она, как и ее коллеги по фракции ТВ–Visu Latvijai пыталась внушить парламентариям и общественности, что далеко не все граждане Латвии русского происхождения могут считаться нацменьшинствами. Во времена Первой республики русских было всего восемь процентов.
Политик признала, что для того, чтобы быстрее вступить в ЕС и НАТО, Латвии в свое время пришлось в контексте Рамочной конвенции о правах нацменьшинств "идти на определенные компромиссы, и вот сейчас эти компромиссы бьют по нам".
"Нацменьшинства — это не иностранцы"
Представляющая министра парламентский секретарь минюста Агнесе Лаце напомнила, что нацменьшинства — это не какие–то инородцы, иностранцы, а граждане Латвии, права которых тоже защищены Конституцией. И русский язык, равно как и другие языки нацменьшинств, должны быть представлены и в общественных СМИ. Русское вещание за госсчет осуществляется и в других близких к России странах — в Литве, Польше, Эстонии, Финляндии…
Вместе с тем А. Лаце обратила внимание на новую концепцию медийной политики, которая предполагает уменьшение "доминирования русского языка в общественных СМИ".
Независимый депутат Сейма Александр Кирштейнс снова с трибуны увлекся формулировками, намекая, что пора бы уже определиться, как именно называть проживающих в Латвии русскоязычных — оккупантами или все–таки колонистами.