Теперь исследователь вдается в анналы герцога Готхарда Кеттлера, чтобы выяснить, где в 1596 году проходил рубеж между Курляндией и Семигалией... А к кому, например, причислить жителей поселка Рагациемс?
«Земгальцами они определенно не являются. Курземцы? Ну, может быть их тут можно было бы подтянуть, но тоже очень условно. В наши дни Рагациемс является продолжением Юрмалы...»
Высказался Я. Турлайс и по вопросу Абрене-Пыталово: «В XV веке Ливонский орден эти земли уже отдал князю Псковскому, поэтому латышей там фактически больше не было. Можно уже сказать, что это древняя латгальская земля, однако это было 500 лет назад. В том контингенте, который ныне населяет Пыталовский район России, таких, которые могут претендовать на гражданство Латвии, поскольку их предки жили в 20-30-е годы в Латвии, очень мало. Большинство там пришлые.
Советская власть, не доверяя пережившим латвийское время русским, их притесняла почти так же как латышей, и они массово бежали в Ригу и крупнейшие города Латвии. Тогда за что нам бороться? Молодому латвийскому государству в то время Пыталово было важно как железнодорожный узел. В наши дни железная дорога Иерики-Гулбене-Пыталово, потеряв конкуренцию с автотранспортом, снесена, поэтому стратегическое значение Абрене утеряно».
«Как известно, одной из предпосылок, которые Латвии были выдвинуты перед вступлением в НАТО, было разрешение пограничного вопроса с Россией, - напоминает эксперт, - что не без трудностей, однако было достигнуто. Для современной Латвии стратегически намного более важным все же является статус государства-участника НАТО».