По статистике люди пожилого возраста пользуются интернетом реже, чем молодежь, однако именно сеньоры — возможно, самая уязвимая часть пользователей, когда речь идет о дезинформации и мошенничестве. Противостоять этим угрозам призвана научить кампания «Ложные новости заразны».
Министерство культуры проводит ее в сотрудничестве с местными муниципалитетами, библиотеками и торговыми сетями. Акция завершится 8 февраля публичной дискуссией в стенах Латвийской национальной библиотеки и будет транслироваться в интернете.
«Если до сих пор в центре внимания больше были активные пользователи интернета, то теперь мы обращаемся к сеньорам, которые интернетом пользуются реже. Их медийное потребление разительно отличается среднего латвийца: по статистике, каждый третий сеньор ни разу в жизни не пользовался интернетом. При этом дезинформация есть не только в социальных сетях — ее можно найти в почтовом ящике в виде различных буклетов, ее могут распространять соседи, друзья или знакомые. Поэтому навыки медиаграмотности нужны всем жителям, включая тех, кто интернетом не пользуется», — поясняет, зачем нужна такая кампания представитель Министерства культуры Агнесе Берга.
Одна из целей акции — обратить внимание на источник информации, особенно если та пришла через третьи руки.
«Если, к примеру, вам рассказал новость сосед или подруга, важно выяснить, откуда эта новость, из какого она источника. Ответ "пишут в интернете" или "сказали по телевизору" не годится: нужно выяснить, какой конкретно источник эту новость распространил», — говорит А. Берга.
По ее словам, важно не ограничивать потребление информации одним источником и проверять, встречаются ли те или иные сведения в разных СМИ. И с особой осторожностью относиться к разным коммерческим предложениям.
На важность образовательной кампании указывает и Лиене Валдмане, представитель организации Drossinternets.lv: «Почему-то мы подразумеваем, что в современном стремительно меняющемся технологическом мире сеньоры могут самостоятельно и критически оценивать всю получаемую информацию. Но дезинформация бывает настолько изощренной, что у сеньора даже не рождается сомнений в ее подлинности.
К примеру, что фотография в рекламе — это настоящее фото врача, а не изображение из каталогов с шаблонами. Обычно им не хватает технических навыков, чтобы это проверить. В реальной жизни сеньоры могут мыслить критически, но это еще не значит, что они сохранят этот навык на просторах всемирной сети. И как раз над этим нужно работать».
Как отмечает специалист, чаще всего пожилые люди становятся жертвами собственной доверчивости, и это нередко приводит к реальным убыткам. Уверенность же в своем жизненном опыте порой мешает им учиться новым навыкам, в том числе у детей и внуков.
«Что еще важно — в таких кампаниях необходимо говорить с сеньорами на понятном им языке. Даже само слово "медиаграмотность" -- для сеньоров совершенно иноязычное. Или то же "критическое мышление" — многие не отличают это от критики. Нам нужно научиться говорить об этих вещах конкретно, просто и понятно. Тогда и эффект будет намного выше», — признает Л. Валдмане.
Инициативу Минкульта прокомментировала зампредеседятеля Латвийской федерации пенсионеров Дзинтра Жилде: «Знаний много не бывает, век живи — век учись. Особенно актуально это сейчас, когда технологии развиваются так стремительно. Так что инициативу Минкульта можно только приветствовать. Другое дело, что ни я, ни наша федерация об этой кампании до сих пор ничего не слышали и никакой коммуникации с Минкультом на эту тему у нас пока тоже не было. […] Что никак не умаляет ее важности: это действительно очень нужный проект».
Ранее Максим Рябков, региональный координатор Академии Deutsche Welle в Европе, в эфире Латвийского радио 4 отметил, что дезинформация может приносить реальный вред, и то, с каким трудом продвигалась (и продвигается) кампания вакцинации от Covid-19, это служит наглядным примером.
В свою очередь, Янис Сартс, директор Центра стратегических коммуникаций НАТО, считает, что распространению фейков о том же коронавирусе и вакцинах способствует огромная сложность современной науки, а также рост влияния соцсетей, где в отличие от традиционных СМИ нет редакторов и редакционной политики.