Каждый, кто регулярно вынужден проходить мимо Origo, пересекать Привокзальную площадь и спускаться в туннели, заметил, что эта часть города становится все более и более не безопасной. С одной стороны, там всегда ходила не самая утонченная публика, но теперь площадь оккупировали подростки, которые ведут себя громко, вызывающе, демонстрируют свою «уникальность», неуважение к окружающим, и установку - что хочу, то и делаю. А если не нравится, тогда быстрее вали, пока не получил.
Надо признать, что подобные места, где стихийно собирается определенный контингент, есть практически во всех городах мира. Следует также признать, что такие места зачастую находятся именно в окрестностях железнодорожных вокзалов. Я сам наблюдал это в Милане, Риме, Франкфурте и Бремене. Это общая тенденция, но эта тенденция не должна быть оправданием: если это происходит и где-то в Европе (и не только), то ничего не поделаешь и ответственным лицам остается только руками разводить.
Ответственные персоны в конкретном случае – министр внутренних дел – Рихард Козловскис и глава Госполиции Армандс Рукс. Так что ответственность по крайней мере лежит на этих двух высокопоставленных чиновниках.
И раз я уже сослался на опыт зарубежных стран, то должен говорить открыто до конца. В других частях Европы эти небезопасные кварталы населены в основном людьми неевропейского происхождения. В основном мигрантами и их потомками. Интересно, что в этой среде нет инклюзивности и расовой толерантности: не слышно о смешанных уличных бандах, где хулиганы местного происхождения действовали бы бок о бок с темнокожими нарушителями спокойствия. Как правило, все они имеют одинаковое происхождение, с точки зрения географии.
Неевропейских мигрантов в Латвии по-прежнему сравнительно немного, и они не образуют преступные группировки. Объективно следует признать, что тенденция к образованию таких групп не одинакова для всех групп мигрантов. Вернее, у определенных групп он есть, а у большинства, например, выходцев из Индии, таковых нет вообще.
Обычно такие криминогенные сообщества формируются из людей, не способных или не желающих интегрироваться в местное «нормальное» общество и занимают против него конфронтационную позицию. Это хорошо видно на привокзальной площади. Находящаяся там день и ночь публика не говорит на госязыке. Они не видят здесь никакого личностного роста, враждебно относятся к окружающему миру и обществу, хотя они здесь родились и большинство из них являются гражданами Латвии.
Понятно, что нам придется уживаться с этими людьми, хотим мы того или нет. Однако привокзальная площадь находится в самом центре Риги и тоже может считаться своеобразной визитной карточкой как и аэропорт (с получившими плохую славу таксистами) и автовокзалом (с довольно непривлекательным антураже Центрального рынка). И раз уж я упомянул такси в аэропорту, не забуду поблагодарить бывшего главу Совета по конкуренции (СК), а ныне депутата Сейма от фракции «Прогрессивные» Скайдрите Абраму, под руководством которой СК признала прежнее регулирование такси – ограничением конкуренции и восстановило в области таксомоторных перевозок «закон джунглей».
Я не зря упомянул Абрама, потому что ситуация в аэропорту в какой-то степени перекликается с ситуацией на Привокзальной площади. С формальной точки зрения Абрама, вероятно, была права, и прежнее регулирование, действовавшее в аэропорту до 2016 года, ограничивало конкуренцию. Но причина большинства наших проблем в том, что многие вещи рассматриваются не по сути, а только на бумаге. На Привокзальной площади полиция тоже ничего сделать не может, потому что пока не произойдет чего-то действительно криминального или хотя бы явной угрозы общественному порядку, то что тут такого? Однако полиция не может запретить людям собираться, курить и ругаться, громко разговаривать и вызывающе вести себя по отношению к окружающему обществу.
Однако полицейские могли бы столь же заметно оставаться там, стоять или даже сидеть рядом с ними. Полицейских можно понять. Им не приятно находиться в таком обществе, поскольку формально их полномочия весьма ограничены. В обществе нет большого уважения к полиции.
Мы наглядно это видели прошлым летом, когда некоторые «герои» публично ругались, обзывались и даже угрожали «похоронить» полицейских на пляже Майори в Юрмале. Только потому, что эти наглые нападки были сняты на видео и вызвали широкий общественный резонанс, полиция возбудила уголовное дело, и есть основания полагать, что дело будет доведено до успешного завершения. Можно только догадываться, сколько было подобных случаев, когда полицейские молчат, поджав хвост.
Отсутствие или недостаточное количество полицейских патрулей на Привокзальной площади свидетельствует о том, что полицейские чувствуют там себя некомфортно и не хотят оставаться на этом участке. Это сразу ощущается, как принято говорить, соответствующей аудиторией, которая занимает эту территорию. Фактически идет борьба за территорию, и если она будет полностью захвачена (как, например, Моленбек в Брюсселе или Розенгорд в Мальмё), повернуть назад будет практически невозможно.
Пока борьба за Привокзальную площадь находится в зачаточной стадии. Площадь еще сравнительно легко можно вернуть в городскую среду как привлекательную витрину Риги. Все предпосылки есть. Требуются только активные, целенаправленные действия. Козловский и Рукс во взаимодействии с другими чиновниками и ответственными службами имеют все возможности доказать свое право занимать свои высокие должности. Будем надеяться, что они не упустят эту возможность.