Откуда водичка?
Когда стартовали работы по строительству подземной части музея, неожиданно появились целые озера грунтовых вод, которые стали подтачивать памятник архитектуры снизу. Стены жемчужины Риги покрылись трещинами. Началась паника. "Такого давления грунтовых вод не планировалось. Это техническая ошибка при проектировании, поэтому сейчас приходится искать новые решения по строительству подземных помещений", — отметил тогда, осенью 2013 года, директор департамента собственности Рижской думы Олег Буров, который, понятное дело, сильно переживал по поводу случившегося.
Тут же раздались реплики скептиков: дескать, может быть, и не нужно было делать каких–либо подземных дополнительных выставочных залов! Однако Рига решила процесс строительства не останавливать. Строителям пришлось в экстренном порядке искать новые решения по возведению подземных помещений. А последние музею крайне необходимы. Ведь за минувшие десятилетия было накоплено 40 тысяч экспонатов — картин, рисунков, скульптур и пр. Парадокс в том, что в здании на Валдемара нет никаких подвалов, в которых можно было бы хранить все это богатство. Под хранилища пришлось переделать весь первый этаж.
Лифт на крышу
Зато теперь выставочная территория увеличена практически в два раза — с 4 704 до 8 249 кв. метров. А общая площадь огромной подземной пристройки составляет 3 550 кв. метров. Под парком на Эспланаде размещены три дополнительных зала, хранилища, реставрационные мастерские, служебные и технические помещения. Более того, созданы новые дополнительные выставочные залы и под центральным куполом здания, и даже в чердачных пространствах. Отныне сюда ведут современные стеклянные лифты, что, конечно, особенно удобно для посетителей, у которых имеются проблемы с передвижением.
Как и многие другие архитектурные шедевры, центральное здание главного художественного музея Риги досталось от Российской империи, в которую входила Латвия. Оно было построено ровно 110 лет назад — в 1905 году для нужд Городского художественного музея и Рижского общества содействия искусству. Автором проекта и первым директором музея был знаменитый остзейский, то есть прибалтийский историк искусства и архитектор Вильгельм Нейман (1849–1919). Он родился на севере Германии в купеческой семье. В 1863 году его семья переехала в Россию.
Строили на века
Глава семейства получил должность служащего на железной дороге Рига — Динабург. Вильгельм Нейман поступил в прославленную Са
Слава богу, в царские времена строили на века. Так что дом еще долго прослужит искусству. Но, конечно, многие деревянные части износились. В некоторых местах начала протекать крыша. Пришлось заменить перекрытия, которые никогда не обновлялись. Об этом "7 секретам" рассказала директор Художественного музея Мара Лаце, с которой мы встретились в ее кабинете в Старой Риге на ул. Калькю. Конечно, прежде всего я попросил ее приоткрыть какие–нибудь тайны.
— Может быть, у вас на Валдемара проживает привидение? Скажем, Белая Дама. Или Черная…
— Увы, тут я ничем не могу вас обрадовать. Привидений у нас нет. Во всяком случае, пока что никаких дам никто не встречал, — улыбнулась Мара Лаце.
Переезд длиной в полгода
Зато она приоткрыла завесу тайны по поводу окончания сроков реконструкции музея, которые уже не раз переносились.
— Мы думали, что все строительные работы завершатся 30 июня, но дату опять пришлось перенести. Сейчас строители обещают все завершить к 1 декабря. Так что ждать осталось совсем недолго. После чего еще нужно будет перевезти фонды обратно. А это колоссальный труд. Для посетителей музей откроется только в следующем году. Причем не в начале года, а 4 мая.
Как выяснилось, еще более ста лет назад, до официа
Зимняя ночь Пурвитиса
Среди последних приобретений музея — титулованная картина "Зимняя ночь" начала XX века знаменитого Вильгельма Пурвитиса (1872–1945). Он учился в Академии художеств в Санкт–Петербурге у самого Архипа Куинджи. С 1909 по 1915 год был директором Рижск
А во время майского открытия в новом подвальном зале "под парком" можно будет посетить экспозицию "Иллюзия как действительность
Один на один
— Г–жа Лаце, а народ ходит в музей? В будущее вы смотрите с оптимизмом?
— Абсолютно! Нет никаких признаков того, что люди перестанут ходить в музеи. Пока главное здание на ремонте, открыты все остальные наши подразделения. Я имею в виду музей "Биржа" на Домской площади и другие. У меня только что закончилось совещание, на котором все в один голос говорили об очень хорошей посещаемости.
— А говорят, что народ уходит в Интернет…
— Да, это, конечно, беда. С другой стороны, по–настоящему с произведением искусства с помощью Интернета не познакомишься. Нужно видеть картину не на мониторе, а в реальности. Только тогда происходит подлинный контакт между ней и зрителем. И такую возможность могут предоставить именно музеи.
Март ДМИТРИЕВ.