Еще пару лет назад цены на сыры в Латвии колебались от 5 до 9 евро за килограмм. Во время акций полутвердые сыры можно было найти в некоторых сетях и ниже 4 евро за кило. Сегодня нижняя планка – 7–8 евро за кг, стандартная – в районе 10 евро.
Качественные полутвердые сыры, которые еще месяц назад в торговых сетях продавались чуть дороже 10 евро, теперь стоят больше 14. И это именно латвийские, а не импортные, привозные, когда нужно тратиться на доставку товара, а зарплаты в странах–производителях выше, чем у нас.
Наши сыры по стоимости не только догоняют европейские, но и перегоняют. И не надо даже сравнивать с Литвой, чья продукция и раньше на полках латвийских магазинов была дешевле местной – от творога и сметаны до масла и сыра. Сравним с польской.
Да, их молочной продукции немного в наших торговых сетях, но тот, кто бывал в Польше, видел тамошние цены на молочные продукты, оценил и их качество. Цены значительно ниже, чем у нас, качество достойное. Почему же поляки и сегодня смогли сдержать рост цен, а мы нет? Только ли дело в тамошнем низком НДС на продукты, на который у нас постоянно ссылаются отраслевые пищевики?
Учитесь у поляков
— Полякам удалось создать в молочном секторе мощнейшие объединения, — комментирует ситуацию глава Латвийского центра консультаций и образования на селе Мартиньш ЦИММЕРМАНИС. — Их кооперация крестьян в агросекторе давно известна, а потом объединились в кулак и перерабатывающие предприятия. За счет объемов снизилась себестоимость. Вышли они и на многие экспортные рынки, в том числе – китайский. Но шли к этому планомерно, целенаправленно, долгие годы…
Кстати, местное молоко скупают у нас не только ближайшие соседи – литовцы и эстонцы, но и поляки. И могут позволить платить нашим фермерам больше, чем в самой Латвии.
А у нас было только много разговоров о том, что выходим на новые азиатские рынки. Не с такими же мизерными объемами... Хотя среди экспортных направлений латвийского сыра — разные страны: от Германии и Голландии до Сербии и Казахстана.
Фирменных сыров всё меньше
Кто–то скажет, что у нас никогда не было такого разнообразия сыров, как сегодня. И это действительно так. И мягкие, и творожные, и с зеленью, и с укропом, и с ветчиной… В 1980–е в Латвии было около 20 наименований сыра, был знаменитый плавленый марки Dzintars. Сыры тогда тоже экспортировали: в Польшу, ГДР, Чехословакию, Болгарию, на Кубу.
Когда сыры были лучше – дело вкуса, но то, что фирменных сыров, помимо Янова, в Латвии все меньше – факт. Да, научились делать мягкие типа итальянских, но лучше ли они тамошних? А вот свои традиции теряем.
Твердые сыры, с большой выдержкой, практически перестали выпускать. Уступили нишу литовцам. А ведь еще до 2010–го у нас были качественные твердые сыры. С закрытием небольших молокозаводов значительно меньше стало на полках местных мягких сыров с низким содержанием жира. Не найти больше экологических полутвердых сыров, которые в середине 2000–х одна из местных сыроварен представила на рынке. Нет спроса. Слишком дорого для большей части местного потребителя...
Сыр или сырная резина?
Отдельная тема – качество того, что предлагают на полках. Можно ли быть уверенным, что, выложив 8–10 евро за кг сыра, вы не купите безвкусную сырную резину? Хорошие сыры в Латвии все еще есть, но стоят они выше среднего – в районе 14 евро за кг. Высокая цена объясняется тем, что дорогую продукцию может позволить себе все меньше покупателей. А значит, объемы сырного производства все меньше, себестоимость сыров выше.
Специалисты еще раньше предупреждали, что из–за обнищания местного населения, низкой покупательной способности с рынка будут уходить качественные товары: производителям выгоднее гнать усредненный массовый продукт.
— В магазинах покупают в основном акционные товары либо самые необходимые основные продукты, — говорит глава Латвийской ассоциации торговцев Норис КРУЗИТИС. – Товары подороже не расходятся, остаются на складе у производителей...
А на складе долго не подержишь. Не то время, когда можно было держать месяцами сыры, а в нужный момент выбрасывать на рынок.
— Молоко стало другим, — разъясняет руководитель Смилтенского молококомбината Гита МУРНИЕЦЕ. — Прежде в Латвии были иные породы коров, паслись на пастбищах. Сегодня наши традиционные породы — латвийские бурые — можно в Красную книгу заносить. Коров держат в закрытых комплексах, кормят по расписанию, все автоматизировано. Состав молока изменился, потому–то и век полутвердых сыров стал теперь короче. Когда–то на складах полутвердые сыры можно было хранить до 8 месяцев, теперь – вдвое короче. Иначе из полутвердых они превращаются в мягкие…
Сколько сыра съедаем
О том, что потребление сыра в Латвии снижается, свидетельствуют и цифры.
В ЕС самые большие сыроеды — греки: 31 кг на человека в год, следом датчане – 25, французы – 24, немцы – 21. Мы идем вслед за поляками. Там 18 кг на брата, в Латвии – чуть меньше.
Самое интересное, что с начала 2000–х у нас был резкий рост потребления сыра. Тогда каждый латвиец съедал по 6 кг. Оно и понятно: предложение в «жирные годы» росло. Однако с 2014–го начались другие процессы. Если вначале прирост у нас шел на килограммы, то в 2014–м — всего–то на 100 граммов на человека. А потом – падение потребления. Сыр для многих стал недоступным деликатесом.
— А что вы хотите, рынки пустеют на глазах, — говорит руководитель молокозавода Dundaga Гунтис ПРИВЕРТС. – Народ уезжает, а те, кто остается, в большинстве тянут от зарплаты до зарплаты…
Впрочем, некоторые сыроделы считают, что будущее у латвийского сыра и у пищевых предприятий есть. Но многое зависит от экспорта: мы и молока выпускаем на 50% больше, чем надо для местного рынка. А с экспортом пока непонятки. По ЦСУ все хорошо, а на практике — другая картина. Точно так же как и со всей латвийской экономикой...
Илья ДИМЕНШТЕЙН