Ежегодный статистический отчёт
Центральное статистическое управление Латвии ежегодно публикует сборник «Латвия. Главные статистические показатели".
В последнем обобщены данные социально-политической ситуации за 2023 год, в том числе и относительно народонаселения. По состоянию на 1 января текущего, 2024 года в стране было 1 миллион 873 тысячи жителей, что на 18,5 тысячи меньше, чем на 1 января прошлого года. Потери сопоставимы с населением такого крупного города, как Саласпилс (18 602 человека).
Как разъясняют авторы сборника, в 1897 году на территории Латвии проживало 1 миллион 929 тысяч человек. За годы Первой мировой войны (1914-1920) население сократилось с 2,6 до 1,6 миллиона.
За 20 лет независимости оно вновь приблизилось к отметке в 2 миллиона человек. Но затем последовали война и оккупация, когда стремительно изменились этнический состав и число жителей. Было убито 70 тысяч жителей, а в ходе двух депортаций, в 1941 и 1949 годах, вывезено 57 тысяч человек. В то же время в страну въехало 758 тысяч человек из других республик.
В результате в 1990 году, когда численность населения страны достигла наивысшей отметки (2 668 141 человек), удельный вес латышей составлял лишь 52%.
Архивная хроника
Одним из впечатлений детства автора этих строк, которое пришлось на 70-80-е годы прошлого века, было людское столпотворение на улицах Риги. Это сейчас на улицах Бривибас, Валдемара или Чака встречаются лишь одинокие прохожие, а раньше было не протолкнуться. И документальная хроника тех лет ярко об этом свидетельствует.
В Интернете на YouTube выложены выпуски видеожурнала «Советская Латвия» за 60–70–е годы прошлого века. В кадре — тогдашняя улица Револуцияс, нынешняя Матиса, возле Видземского рынка. Поражает огромное количество людей на тротуарах. Прохожие буквально сталкиваются друг с другом. Летом же, когда в Юрмалу приезжали миллионы отдыхающих, весь город был забит людьми. Еще бы, ведь в 1991 году население Риги вплотную приблизилось к 1 миллиону человек.
В Даугавпилсе тогда проживало около 130 тысяч человек, а в Лиепая — 115 тысяч. И это были реальные люди, а не мертвые души, которые сейчас числятся только в официальной статистике. Всего же население Латвии составляло 2,7 миллиона человек. Такого, наверное, больше уже никогда не будет.
Отъезд продолжается
С 1991 года население Латвии неуклонно сокращается. Исключением стал 2023 год, когда оно выросло на 15,2 тысячи человек за счет украинских беженцев. По состоянию на 1 января 2023 года свое место жительства в Латвии зарегистрировали 39,8 тысячи таких людей.
В 90-х годах прошлого века вместе с выводимыми частями некогда Прибалтийского военного округа уехали многие и гражданские. Но все это только приветствовалось. Ведь тогда коренное население делило землю, домовладения, технику распускаемых колхозов и совхозом — словом, все имущество, которое им досталось от прежней власти.
Однако уже к нулевым годам вдруг выяснилось, что все благополучно проедено. И тогда первые гастарбайтеры отправились на заработки в Западную Европу.
Большинство из них работали нелегально со всеми вытекающими отсюда последствиями. Их обманывали с зарплатой, безжалостно эксплуатировали, селили в ужасающие условия. Но массового оттока еще не наблюдалось — границы-то были закрыты.
Помнится, когда в 2001 году праздновалось 800–летие Риги, вся улица Меркеля была заполнена людьми. Вечером здесь устроили импровизированную дискотеку, а на бульваре Райниса установили столы. Наверное, это был последний раз, когда в латвийской столице было по–настоящему многолюдно.
Все изменилось с 2004 года, когда Латвия вступила в Евросоюз, а в особенности — с 2007–го, с присоединением ее к Шенгенской зоне. Правда, это было время экономического подъема, когда благодаря европейским кредитам в стране наблюдался бум строительства.
Стоимость недвижимости росла как на дрожжах, а из каждого утюга доносились заманчивые предложения взять кредит. Еще бы, ведь авторы рекламных проспектов уверяли, что зарплата будет расти вечно. И многие подписывались под этими предложениями. Оно и понятно — всем же хотелось жить хорошо. А буквально через год грянул кризис.
Тогда за период с 2008 по 2010 год уехало 117 тысяч человек. И хотя в статистическом сборнике говорится, что за последние годы отток на заработки сократился и население уменьшается главным образом за счет естественной убыли (превышение числа умерших над числом рождающихся), чуть ли не из каждой семьи кто-либо уехал за границу — в ту же Швецию, Германию, Ирландию, Великобританию — и возвращаться вовсе не собирается, несмотря на разрабатываемые на правительственном уровне программы помощи вернувшимся.
Разительный контраст с нашим безлюдием наблюдаешь, оказавшись за границей. Ведь у нас прохожие на улицах Риги представляют собой или молодежь, или пенсионеров, тогда как, к примеру, в Лиссабоне, Будапеште или Брюсселе это люди трудоспособного возраста. И есть подозрение, что ежегодная перепись населения Латвии, которая происходит путем подсчета данных из различных регистров, не отражает реального положения с народонаселением. Ведь многие, уезжающие за границу, стараются этот шаг особо не афишировать.
Демографическая яма
Массовый отъезд наложился на проблему с рождаемостью. Лишь в 1991 году число родившихся превышало число умерших, и можно было говорить о естественном приросте населения. Правда, в десятых годах нынешнего века рождаемость росла.
К примеру, в 2013 году на каждую женщину детородного возраста приходилось 1,53 ребенка, в 2014–м — 1,65, а в 2015–м — 1,71. Но потом этот показатель вновь пошел вниз. И он не зависел от заботы правительства в отношении матерей. Просто в жизнь входило поколение, родившееся во второй половине 80–х годов прошлого века. Тогда, после горбачевских реформ по реализации трезвого образа жизни, рождаемость подскочила на всем пространстве бывшего СССР. И Латвия не составила исключения.
Но такого бонуса больше не будет, так как во взрослую жизнь вступает поколение 90–х. А ведь тогда многим было не до детей. Теперь родившимся в ту бурную эпоху молодым людям 22-33 года. И рожающих женщин становится все меньше. Так, в 2023 году в Латвии родился 14 121 ребенок, что на 1 833 новорожденных меньше, чем в 2022-м. В то же время в прошлом году умерло 27 724 человека.
Во всех крупных городах идет процесс сокращения жителей. В свою очередь, прирост населения в последние два года наблюдается только в самоуправлениях, примыкающих к Риге, таких как Кекавское, Марупское, Гаркалнское и другие. Однако этот прирост в основном из–за внутренней миграции, а не благодаря увеличению рождаемости. То есть эти края «высасывают» жителей из других регионов Латвии. А самым безлюдным регионом становится Латгалия, где вообще остались одни старики.
Старение населения является еще одной латвийской проблемой. Молодежь уезжает на заработки. В стране остаются лишь чиновники и пенсионеры. Но эти две категории населения деньги не зарабатывают, а только потребляют. В результате нагрузка на еще работающий бизнес с каждым годом все повышается.
Первыми с этой ношей не справляются малые предприятия. Но и большие, только если они не монополисты, это тоже затрагивает. И с задачей платить по своим счетам государство год от года справляется все труднее.
Не случайно же неуклонно растет возраст выхода на пенсию, который к 2025 году достигнет 65 лет. Тогда работающий будет идеальным налогоплательщиком. Ведь он всю жизнь платил налоги и умрет в год выхода на пенсию.
Хотя возможна и другая ситуация. Анекдот, который был в ходу во время кризиса, остается вполне злободневным: «Последний латвиец, уезжающий за границу, должен погасить свет».
Александр ФЕДОТОВ