Тот, кто хотя бы раз в жизни убирал снег, знает, насколько это тяжелый труд. К тому уже у нас редко когда наступают сильные морозы, а снег чаще всего напитан водой и необычайно тяжелый. Для того чтобы сгрести его с дорожки лопатой, требуется немалое физическое усилие. А ведь дворниками у нас чаще всего работают уже люди в возрасте. Но им, согласно правилам Рижской думы, необходимо уже к 8.00 очистить от снега и посыпать противоскользящими реагентами основные дорожки тротуары. А если снегопад продолжается и днем, то заниматься очисткой дворникам приходится по нескольку раз. За неубранную территорию домохозяина могут оштрафовать работники полиции самоуправления. Поэтому в частных секторах для жильцов индивидуальных частных домов зимой возникает дополнительная обязанность: чистить тротуар за забором.
В центре Риги снег сгребают в кучи, существенно уменьшая размеры тротуаров для пешеходов. Им приходится прижиматься к стенам домов, подвергая себя дополнительной опасности, подставляясь под сосульки, свисающие с крыш. Но эти кучи могут оставаться довольно–таки длительное время, так как техники попросту не хватает, чтобы одновременно вывезти весь снег. Тем более что для его складирования отведены специальные полигоны, поскольку вещество считается экологически вредным. Оно и понятно, так как в Латвии по–прежнему в качестве основного противоскользящего реагента применяют увлажненную смесь соли и песка. Техническую соль закупают в Беларуси, а песок привозят с отечественных карьеров.
С дорог его не убирают
Когда снегопад затягивается, на проезжей части нарастает слой жижи из смеси тающего снега, соли и песка. Ведь снегоуборочные машины только разбрасывают смесь увлажненной соли с песком на асфальт. Она растапливает снег, и под колесами автомобилей образовавшаяся жижа в городе стекает через люки ливневой канализации, а за городом — на обочину. Для экономии горючего снегоуборочные машины редко когда применяют лопату, установленную спереди. Обычно это происходит на второстепенных улицах с менее интенсивным движением.
С наступлением осенне–зимнего периода в районах Риги начинается круглосуточное дежурство снегоуборочной техники, принадлежащей частным компаниям, с которыми Рижская дума заключила соответствующие договоры. Машины специально дежурят и вблизи мостов, так как именно на путепроводах при похолодании прежде всего образуется гололед.
Но если снегопад продолжительный, то убрать снег с улиц сразу невозможно, так как высыпанная соль попросту накрывается новыми потоками снега и не успевает его растапливать.
Вот и VAS Latvijas valsts ceLi, которое ответственно за латвийские дороги за пределами населенных пунктов, всякий раз заявляет, что очистить шоссе можно только с завершением снегопада. Причем в стране существует четкая классификация: сперва чистятся дороги класса А (это главные магистрали), затем соответственно А1, B и C (региональные), а дороги класса D (местного значения) чистят в последнюю очередь. Во время метели допустимая толщина снежного покрова на дорогах классов А и А1 — 6 сантиметров, а в отдельных местах — даже 12.
Альтернативы нет
У смеси соли и песка одно несравненное преимущество — дешевизна, но при этом приходится мириться со множеством отрицательных свойств, прежде всего ржавеют автомобили. Но машины в основном портит песок, а не соль: он вылетает из–под колес с большой скоростью и снимает антикоррозийное покрытие. Если бы не было этого механического воздействия на кузов, машина бы не ржавела. Соль разъедает только пораженные участки на кузове автомобиля. Кроме того, вредит автомобилю соль еще и тем, что из–за нее медленнее испаряется влага из внутренних скрытых полостей автомобиля, вызывая их коррозию. Больше всего от песка и соли страдают лакокрасочное покрытие, резиновые изделия (подвеска, шланги), а также радиаторы охлаждения и кондиционера автомобиля.
Портится и сама дорога: соль разъедает асфальт, бетонные части мостов и придорожных ограждений, канализационные люки, и скорость износа проезжей части увеличивается как минимум в два раза. К тому же в Латвии часто днем температура уходит в плюс, а ночью подмерзает. Подсоленная талая вода проникает в трещины асфальта, а ночью замерзает, буквально его разрывая. Страдают и пешеходы: из–за хождения по соляным лужам срок ношения обуви сокращается вдвое, а соляные брызги могут привести в негодность одежду, оставляя на ней светлые пятна выеденной краски. Соляные смеси, разбрасываемые машинами, попадают на обочину дорог, от чего страдают зеленые насаждения.
В некоторых странах, к примеру в Швеции, уже давно зимой рассыпают гранитную крошку. От нее фасады домов не становятся белыми, как происходит в Вецриге. Но чтобы ее использовать, нужно поменять вся люки ливневой канализации, иначе камешки ее быстро засорят. Кроме того, использовать данный материал слишком дорого. Хотя, по оценкам специалистов, он самый безопасный с экологической точки зрения. Гранитную крошку обрабатывают химреактивами, которые плавят снег и лед, «впечатывают» в них крошку и не дают ей вылетать из–под колес. В результате данный материал не вредит автомобилю, поскольку не остается в его внутренних полостях. Кроме того, на спусках–подъемах двигаться по щебню или крошке значительно легче, чем по песку.
Есть и другие способы. Самый кардинальный — это подогрев дорог и тротуаров. А в Норвегии широко распространена еще одна технология борьбы с гололедом: песок смешивают с водой, нагретой до 95 градусов, а затем этой смесью поливают дорогу. Горячая вода подтопляет лед, что позволяет песчинкам проникать до асфальта, а когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу. Наконец, можно в асфальт добавлять специальный компонент, который предотвращает образование льда.
А американские ученые предложили применять для борьбы со льдом на дорогах остатки ячменя от производства спиртных напитков. Кроме зерновых для противодействия гололеду специалисты предлагают использовать смесь свекольного и томатного соков. В Москве также использовали специальные едкие реагенты, но в итоге вернули смесь соли и песка на улицы.
И для латвийских условий все вышеназванные способы либо слишком дороги, либо слишком экзотичны. Поэтому, по крайней мере в ближайшие годы, соль с латвийских дорог никуда не денется, а это означает, что нам всем вновь придется терпеть неудобства, которые приносит это антигололедное средство.
Александр ФЕДОТОВ