Судьбе было угодно, чтобы обычный рижский паренек, задира, увлекающийся боксом, породнился с семьей знаменитых цирковых дрессировщиков КОРНИЛОВЫХ.
Впервые Алексей ДЕМЕНТЬЕВ попал в цирк в 6 лет, где увидел на манеже ровесницу – Таисию КОРНИЛОВУ, которая участвовала в шоу со слонами. Через десять лет Корниловы вновь приехали на гастроли в Ригу. Повзрослевшая Таисия - уже старшеклассница - пошла в рижскую школу.
Дальше все было, как в сказке: она оказалась за одной партой с тем самым мальчишкой. Удивительно, но в этом же классе училась еще одна будущая знаменитость – хореограф, руководитель балета «Тодес» Алла ДУХОВА. Говорят, что именно она посадила их за одну парту.
Еще через два года Алексей попросил руки девушки. Но ее отец поставил условие: избранник дочери обязан связать профессию с цирком. Тут уже воспротивился отец юноши: вот еще, его сыну будут указывать, где тот обязан работать! А отец Дементьева в советской Риге был человеком известным – директором крупного рижского гастронома, который, кстати, находился по соседству с цирком – на углу Меркеля и Кр. Барона. И все же последнее слово осталось за Алексеем...
Алексей ДЕМЕНТЬЕВ со своими подопечными на арене цирка.
Работать в цирке, да еще дрессировщиком слонов, – не самое обычное занятие. К тому же если до этого ты приходил туда только как зритель. Паренек начал с обязанностей простого служащего на манеже, и лишь через годы его подпустили к дрессировке.
Об уровне программы Алексея и Таисии говорит такая деталь: через десять лет они стали заслуженными артистами России, а еще через несколько - народными. Самыми молодыми народными артистами страны – обоим было по 39. Работали в знаменитом Московском цирке на Цветном бульваре, руководил которым великий Юрий НИКУЛИН, а на гастроли выезжали по разным городам и странам. Бывали и в Риге.
- Правда, в те годы нашему цирку уже сложно было принимать подобные программы, - рассказывает его последний директор Лолита ЛИПИНСКА. – Дорого и по финансовым причинам, и технологически. Хотя к Риге у Алексея и Таисии было особое отношение: здесь жили родные Алексея. Было где остановиться, любили они приезжать и на дачу – у Гауи…
Знаменитой чете рукоплескали на аренах многих мировых столиц, вот и в 2000 году они отправлялись в очередное гастрольное турне – в Бельгию. Но по дороге произошла трагедия. Обгоняя растянувшуюся по шоссе кавалькаду, чтобы встать во главе колонны, Алексей выехал на встречную полосу. На него на большой скорости несся другой автомобиль…
Прощание проходило в двух городах – в Москве, в Цирке на Цветном бульваре, и в Риге, на малой родине дрессировщика.
Памятник дрессировщику на Лесном кладбище в Риге.
После гибели артиста Корниловы оказались в тяжелейшем положении: одной Таисии не под силу было взять на себя все обязанности. В семье оставались и родители, и бабушки из знаменитой династии Корниловых, но работать на манеже они все же не могли. И тогда на помощь матери пришел сын – Андрей ДЕМЕНТЬЕВ-КОРНИЛОВ.
Ему тогда было 19, и со временем он смог заменить отца. Хотя, по откровениям самого юноши, когда-то хотел сменить профессию – работать в кинематографе. Успел два года проучиться во ВГИКе, но в 2000-м вернулся туда, где нужен был больше.
Сегодня Андрей - состоявшийся дрессировщик. По словам Лолиты Липинской, недавно в соло-программе со слонами впервые выступила и его сестра. Когда ее отец погиб, девочке было 7 лет.
Во время гастролей Андрей находит время и на то, чтобы пообщаться с журналистами, рассказать о том, когда родилась династия дрессировщиков, об особенностях работы со слонами...
Династия Корниловых в цирке - с 1901 года. Сегодня на манеже уже пятое поколение. Обучать слонов начинают с 3 лет, когда те становятся самостоятельными. Самой младшей из подопечных – 4 года, старшей – более 50. Однако когда подходит время «выходить на пенсию», слоны остаются в труппе.
- Они привыкли жить в семье, в стае. И если слона изолировать, сердце его может не выдержать, - объясняет дрессировщик.
В программе выступают только дамы. В разные годы – разное количество. Чаще всего – четыре. Работать с самцами, по словам Андрея, чревато и даже опасно. Когда у тех происходит половое созревание, они могут почувствовать соперника даже в человеке. На заре рождения династии такой трагический случай уже был, с тех пор в шоу - только слонихи.
Сегодня работу продолжает сын дрессировщика – Андрей ДЕМЕНТЬЕВ-КОРНИЛОВ
Кстати, когда-то в мире насчитывалось более 40 видов слонов, сейчас - 3. Самый известный – индийский. Но обитают они не только в Индии – в десятках стран: во Вьетнаме, Непале, Бирме, Камбодже, Таиланде…
Обоняние у слонов в четыре раза тоньше, чем у собаки-ищейки. Хорошо известно и об их замечательных умственных способностях. А еще они долго помнят и тех, кто причинил им обиду, и тех, от кого исходила любовь. Вот почему после гибели отца Андрею понадобилось немало времени, чтобы слонихи приняли его и он стал им другом и товарищем.
А как переносят слоны суровые российские зимы? Все же родина их – Индия.
- Привыкли. Ведь они уже во многих поколениях рождены здесь, и только дальние предки – из экзотической страны, - продолжает дрессировщик. - Самое сложное – перевозить слонов во время гастролей. Зимой их одевают в специальную теплую одежду, валенки. Когда все они выходят в своем зимнем одеянии, получается феерическое зимнее шоу – похлеще зимнего поезда Деда Мороза…
Однажды во время такого переезда случилось ЧП – слониха испугалась собаки и побежала.
- Дело было за городом, и один из зевак решил нам помочь – погнался за слоном на мотоцикле, - рассказывает Дементьев. - Она еще больше испугалась и припустила дальше. Хорошо, что потом вышла на развилку двух дорог. Пока думала, куда пойти, я ее догнал, успокоил, и мы благополучно вернулись…
Если вы любите цирк, разыщите на Лесном кладбище необычный памятник – человеку со слоном. Это могила паренька из обычной рижской школы, задиры, увлекавшегося боксом, которому суждено было продолжить династию знаменитых артистов цирка, дрессировщиков Корниловых, – Алексею Дементьеву.
Когда в 2016 году министр культуры Латвии Даце МЕЛБАРДЕ закрывала Рижский цирк, она уверяла, что у нас нет традиций циркового искусства. Как бы не так! Впрочем, у вас, Даце, может, и нет, а у нас — есть...
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото – из архива