Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Чт, 29. Января Завтра: Aivars, Valerijs
Доступность

Простые люди восстанавливают замки и открывают музеи

В Латвии на слуху несколько меценатов, о которых знает вся страна: восстанавливают музеи, усадьбы, памятники. Люди это богатые — миллионеры. Но есть у нас и другая категория подвижников, которые при скромных финансовых возможностях умудряются делать то же самое… С двумя такими прорабами духа я познакомился во время поездки по Земгале.

…И полицейский построил замок

Нормунд ЕРУМС реконструировал деревянный замок древних земгалов XII века. Угадайте, кто он по профессии? Полицейский.

— Вообще–то у меня есть и вторая профессия — археолог. Но так как на деньги, которые получают коллеги по "историческому амплуа", не прожить, я стал полицейским. Из 41 года 22 — в полиции. А археология — хобби…

Нормунд много читал о древних земгалах, участвовал в археологических раскопках в Добеле, Тервете. На месте терветского городища были обнаружены фрагменты деревянного замка. Вот тогда и пришла идея реконструировать его.

— Я хотел не только сам замок реконструировать, но и рассказать о земгалах, земгальской культуре. Подобного музея в стране нет. А где еще его делать, если не в Тервете — столице древних земгалов? — рассказывает подвижник.

Мечта красивая. Но где взять простому полицейскому деньги? Может, спонсоров поискать, к волости обратится?

— Местная власть выделила землю для замка. А к спонсорам я не пошел — не по мне это. Открыл фирму, которая создает реквизит к кинофильмам, реконструирует музейный экспонаты. Все деньги, заработанные там, идут на строительство…

Замок возводится восемь лет. Основная часть — защитные стены 14–метровой высоты — уже построена. И хотя от некоторых "добрых" умников Нормунд слышал, что замок, как и Рига, никогда не будет окончен, финиш не за горами. Да и ЕС, наконец, что–то подбросил — средства на крышу, пол, видеонаблюдение.

— Они ведь на культуру ничего не дают. Нужно искать обходные пути. Например, объяснять, что проект уменьшит безработицу в сельской местности, предоставит дополнительный источник заработка селянам. А это действительно правда. Терветцы помогали мне строить, мебель и витрины изготавливали для экспозиции, — рассказывает энтузиаст.

В древнем замке открыта и постоянная экспозиция. Оружие, украшения, предметы быта земгалов, начиная с бронзового века. Хватает копий, но еще больше оригиналов. Откуда? Ведь по закону все найденные во время археологических находок предметы до XVII столетия нужно передавать государству.

— У нас много разных законов принято. Например, о том, что ничего строить на древних городищах нельзя. Поэтому наш замок построен в 300 метрах от него. А предметы старины земгалов я покупал. И не боюсь сказать, у кого: у "черных копателей". Лучше я куплю, чем все уйдет за границу, — говорит Ерумс.

По его словам, государство призывает не иметь никаких дел с "черными копателями" — замараетесь. Но приводит это лишь к одному — археологические редкости уплывают к зарубежным коллекционерам. Поэтому Нормунд и пошел на контакт с ними.

— У меня в музее более 2 тысяч экспонатов. Много уникальных, — с гордостью говорит он.

Во дворе крепости — обтесанные балки деревьев, которые пойдут на продолжение работ. Земгалы строили замок из таких бревен, а поверх обмазывали стены еще и глиной. В 1286 году к Тервете подошли 14 тысяч крестоносцев. Замок взять не удалось, тогда решили действовать иначе — начали жечь поля вокруг, чтобы лишить защитников провианта.

— Тогда земгалы сами сожгли замок и ушли на территорию нынешней Литвы, — продолжает Нормунд. — Однако сведения в древних хрониках о том, что все земгалы ушли, что их было 100 тысяч, — преувеличены. — В Тервете их было 25–30 тысяч, но остались земгалы в Добеле. При раскопках могильников XV века мы находили там останки…

По словам подвижника, латвийская молодежь почти ничего не знает о прошлом.

— Ладно бы о древних земгалах не знали. Понятия не имеют о том, что было в XIX веке, в XX, — сокрушается Нормунд. — В советское время историю Латвии в школах знали лучше, чем сейчас. Учебник был, изучали. А сегодня историки пишут свои книги только для коллег…

Уезжая из Тервете, я сделал для себя главный вывод: не все плохо в Латвии, раз живут рядом такие люди. Бывшие коллеги Нормунда — археологи — тоже молодцы: не все поменяли профессию. Ерумс пошел к мечте другим путем. Показал и себе, и остальным, что если очень хочешь, всего добьешься, какими бы не были обстоятельства.

Подвижник из–под Вецумниеков

Частными музеями в Латвии не удивишь: их за 200. Тот, что прописался за Вецумниеками, на берегу реки Иецавы, демонстрирует старинный сельхозинвентарь: молотилки 1850–х годов, чесальные машины для овечьей шерсти двухвековой давности, первые довоенные трактора Советской России 1920–х, созданные по американской лицензии… Есть и старинные мельницы — водяная, ветряная.

— Старую сельхозтехнику можно увидеть и в Риге — в Этнографическом музее, — не скрывает создатель экспозиции Мартиньш МЕДИНЬШ. — Но у нас, в отличие от той экспозиции, вся техника работает. Во время праздников запускаем. Можно своими руками собрать урожай, намолотить зерно, выпечь хлеб…

Дело хорошее. Недавний опрос среди городских школьников показал, что половина, к примеру, не имеет понятия, откуда берется картошка. Совсем школьники голову потеряли за "стрелялками" в Интернете. Да и не только школьники…

Но музей на берегу Иецавы начал создаваться еще до появления Интернета — в советское время.

— Я тогда был заведующим механическими мастерскими здешнего колхоза, — говорит Мединьш. — Была там и экспозиция старинной техники. В новые времена начали на металл растаскивать. Стукнул кулаком по столу: "Хватит!" Спас, что мог. Сегодня наша экспозиция в несколько раз больше — 12 тысяч предметов…

На первый взгляд, кажется, что он берет все, место чему на свалке. Патефоны, приемники, утюги, настольные лампы, ключи, замки и даже молочные советские бутылки… Но любая мелочь может быть интересна. Смотря что хочешь увидеть. К примеру, есть в музее стенд с обертками из–под советского сливочного масла. Чин чином — все на двух языках: латышском и русском.

— В Стелпе закрывали молочный завод, и я решил: эти обертки тоже будут интересны потомкам, — говорит Мединьш.

Еще как интересны! Вот оно — реальное подтверждение двуязычия в так называемые "оккупационные времена".

А возьмите стенды с радиоаппаратурой, телефонами советских времен! Сколько же тогда выпускали на ВЭФе, "Радиотехнике"!

Запомнилась мне коллекция старинных подков.

— Вот видите эту — с резиной по окружности, — показывает сельский музейщик. — Нашли во время ремонта близлежащей дороги. Такими подковами до войны были "обуты" лошадки, доставлявшие товар в Старую Ригу. Резина — чтобы подковы не мешали спать господам, не стучали по мостовой…

В музей все чаще приезжают новобрачные. По традиции молодые должны показать, что умеют делать руками. Есть возможность ткать, печь хлеб, работать на тракторе. В общем, продемонстрировать, какой из тебя будущий хозяин. Есть и комната для гостей, приезжающих на свадьбу.

Один из "гвоздей" подворья — мельницы: водяная и ветряная. До войны в окрестностях было пять водяных мельниц, на которых мололи зерно. Сейчас это место — единственное, где одна из них сохранилась. Не случайно название музея — "Аусеклю дзирнавас". А ветряную мельницу Мартиньш привез несколько лет назад — из Курземе.

— Позвонили, сообщили, что есть такая мельница, разрушается. Можно забирать бесплатно. Разобрали, теперь несколько лет восстанавливаем. Знал бы, каких это трудов будет стоить, второй раз бы не повез, — признается энтузиаст.

Таких, как хозяин этого музея, Василий ШУКШИН в своих рассказах называл чудиками. Хорошо, что есть они не только на Алтае, но и у нас…

16 июля 2015. №28

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Россия не позволит Лукашенко сблизиться с Европой: спецслужбы

В настоящее время Россия не имеет прямого влияния на внутреннюю политику режима Александра Лукашенко, но обе стороны не хотят допустить внутриполитическую нестабильность, подобную протестам 2020 года, которые Россия рассматривает как угрозу своим интересам, — так оценило Бюро конституционной защиты (БКЗ) в своем годовом отчете о деятельности за 2025 год, опубликованном в понедельник.

В настоящее время Россия не имеет прямого влияния на внутреннюю политику режима Александра Лукашенко, но обе стороны не хотят допустить внутриполитическую нестабильность, подобную протестам 2020 года, которые Россия рассматривает как угрозу своим интересам, — так оценило Бюро конституционной защиты (БКЗ) в своем годовом отчете о деятельности за 2025 год, опубликованном в понедельник.

Читать
Загрузка

Максим Галкин оказался в центре пожара в Куршевеле (ФОТО)

Максим Галкин оказался в центре пожара на горнолыжном курорте. Огонь возник в одном из дорогих отелей Куршевеля. В личном блоге шоумен показал, что недалеко от склона, где он и другие туристы съезжают вниз, горит пятизвездочный отель «Де Гранд Альп». По информации СМИ, оттуда были эвакуированы почти 300 человек. Кроме того, огонь едва не распространился на соседнее здание.

Максим Галкин оказался в центре пожара на горнолыжном курорте. Огонь возник в одном из дорогих отелей Куршевеля. В личном блоге шоумен показал, что недалеко от склона, где он и другие туристы съезжают вниз, горит пятизвездочный отель «Де Гранд Альп». По информации СМИ, оттуда были эвакуированы почти 300 человек. Кроме того, огонь едва не распространился на соседнее здание.

Читать

«Те, кто начал это, уже будут мертвы»: соцсети о перспективе Rail Baltica

«Те, кто начал это, уже будут мертвы», — заявление Бришкенса вызвало бурю негодования в интернете. Новость о том, что до завершения первого этапа, или основного маршрута, железнодорожного проекта «Rail Baltica» не хватает трех-четырех миллиардов евро и что реализация проекта, вероятно, затянется до 2025 года, вызвала широкий резонанс в обществе, сообщает nra.lv.

«Те, кто начал это, уже будут мертвы», — заявление Бришкенса вызвало бурю негодования в интернете. Новость о том, что до завершения первого этапа, или основного маршрута, железнодорожного проекта «Rail Baltica» не хватает трех-четырех миллиардов евро и что реализация проекта, вероятно, затянется до 2025 года, вызвала широкий резонанс в обществе, сообщает nra.lv.

Читать

До 79% повышается аренда на Рижском центральном рынке: торговцы в шоке

Ряд торговцев недовольны значительным повышением арендной платы на Рижском центральном рынке, сообщает "Latvijas Avīze".

Ряд торговцев недовольны значительным повышением арендной платы на Рижском центральном рынке, сообщает "Latvijas Avīze".

Читать

Усиление антициклона: в четверг ожидается солнечная погода

По прогнозам синоптиков, в четверг на большей части территории Латвии будет ярко светить солнце.

По прогнозам синоптиков, в четверг на большей части территории Латвии будет ярко светить солнце.

Читать

Хрустят и пахнут: что нам продают под видом маринованных огурцов?

Одним из самых популярных видов овощных консервов являются маринованные огурцы. Чаще всего их расфасовывают в стеклянные банки, где видно, как в прозрачном рассоле плавают крепенькие маленькие огурчики-корнишоны. Существуют также варианты в полиэтиленовых пакетах. Но даже в продукции под латвийскими брендами зачастую используется зарубежное сырье, причем даже не первичное, а вторичное. Плотность и волшебный хруст огурцов достигаются добавлением специального химического раствора.

Одним из самых популярных видов овощных консервов являются маринованные огурцы. Чаще всего их расфасовывают в стеклянные банки, где видно, как в прозрачном рассоле плавают крепенькие маленькие огурчики-корнишоны. Существуют также варианты в полиэтиленовых пакетах. Но даже в продукции под латвийскими брендами зачастую используется зарубежное сырье, причем даже не первичное, а вторичное. Плотность и волшебный хруст огурцов достигаются добавлением специального химического раствора.

Читать

Не видел, нет слышал? В Елгаве легковушка столкнулась с машиной пожарных (ВИДЕО)

Сегодня в Фейсбуке на Sadursme.lv появилось видео ДТП. Елгава, перекресток магистрали Лока и улицы Ригас.

Сегодня в Фейсбуке на Sadursme.lv появилось видео ДТП. Елгава, перекресток магистрали Лока и улицы Ригас.

Читать