Последние события комментируют депутаты Рижской думы последнего созыва Андрей Козлов и Михаил Каменецкий, а также депутат Европарламента и бывший мэр Риги Нил Ушаков.
- Что можно сказать о тех тенденциях, которые наблюдаются в правительстве сейчас? Особенно, в свете ожидаемых налоговых изменений?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: В последнее время с пугающей частотой появляются вбросы в информационное пространство о возможных изменениях в налоговой системе, которые, якобы, должны принести дополнительные доходы в госбюджет. Сначала говорят о повышении кадастра, а потом министры чуть ли не упрекают друг-друга в жульничестве и сетуют на то, что «их не так поняли».
На самом деле, это классический, но не очень хорошо подготовленный «вброс», который призван подготовить население к тому, что грядут какие-то изменения не в пользу народа. Затем мы слышим разговоры о необходимости повышения налогов на недорогие, но экологические небезупречные автомобили.
В то же время, министр благосостояния отмечает, что денег на те социальные программы, которые хотело осуществить министерство, нет. И все это как-то полутонами, неясно, нечетко…
Почему? Да потому, что через две недели – выборы в Рижскую думу. И представители партий сегодня боятся озвучить, что они, действительно, собираются сделать. А вот после выборов, когда проявятся очертания новой Рижской думы, полунамеки будут отброшены в сторону, а люди – поставлены перед фактом. Им сообщат (может это и грубое слово) о грабительских мерах по отношению к народу, которые планирует это правительство.
Конечно, мы понимаем, что страна получит миллиарды в виде помощи от Европы. Но потрачены они будут, опять-таки, по усмотрению правительства. На какие-то бизнес-проекты, которые, якобы, что-то должны принести в далеком будущем. Но, правительству, и министрам, похоже, невдомек, что самый главный бизнес-проект, который может существовать в Латвии – это сохранение людей.
Потому что другие «важные» проекты, пока их доведут до этапа получения финансирования, будет некому здесь реализовывать. Сегодня правительство не может понять, что финансовая поддержка населения – это чисто экономическая категория, это укрепление экономики страны.
Посмотрим, что будет через 2 недели, но сегодня, в период пандемии и застоя экономики разных стран, конечно, центробежные силы в Латвии возобладают, и люди, которые останутся без средств к существованию, безусловно, покинут эту страну при первой возможности, чтобы заработать на пропитание своих семей.
- При этом, перед выборами политики не скупятся на обещания об улучшении жизни?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Наша красавица-Рига сегодня привлекательна как никогда. На каждом столбе, на каждой стене мы видим портреты кандидатов в мэры и депутаты, умных, грамотных политиков. Кто чем пытается привлечь избирателя. В тренде – аксессуары.
У кого-то сумочка, кто-то напялил на голову строительный шлем, и на полотне размером с изображение Ким Ир Сена в Северной Корее, в дорогущем костюме, подперев подбородок рукой и тщательно скрывая еще один аксессуар, показывающий время, он мечтательно смотрит вдаль, словно говоря: «Выберите меня! Узнайте меня». Ну, узнаваемость у него уже есть. А о том, что узнаваемость и симпатия – это две большие разницы, я думаю, кое-кто узнает через две недели.
- Какие еще решения правительства, принятые или ожидаемые, заслуживают внимания?
Андрей КОЗЛОВ: Скажу так: правительство недолго воздерживалось от доения народа. Встречаем новый налог на медицину – 5%. Конечно, кто же с этим поспорит, сейчас же «коронавирус».
И еще один ожидаемый налог, с которым, видимо, мы столкнемся уже с нового года: неработающие женщины, рожающие детей, не будут получать пособий на ребенка в полном размере. Право на полное пособие будут иметь только те, кто работает и платит налоги. Это называется, «демографическая программа» правительственных партий в действии.
Второе – по инициативе Автотранспортной дирекции специально для таксистов вводят обязательное требование о знании государственного языка. Не просто о знании, а чтобы и соответствующая «корочка» имелась. Зачем это? Все просто. Работы меньше, конкуренция больше. И чтобы хоть как-то освободить место для «своих» и придумана эта, казалось бы, бессмысленная идея.
Кто-то из СМИ недоволен действиями правительства? Им по-тихому закрывают рот. Сначала, что называется, «оптом», зачистили Первый балтийский канал, затем припугнули предстоящим закрытием LTV7. А сейчас, газету «Сегодня», после жалобы, написанной министром культуры Пунтулисом во все силовые структуры, лишили финансовой поддержки по программе преодоления последствий «коронавируса». По сути, люди лишились зарплат только потому, что работают в русской газете. Такая вот борьба с оппозицией по-латвийски.
Циничным на этом фоне выглядит решение премьера Кариньша выделить 150 тысяч евро на поддержку гражданских обществ и средств массовой информации в Белоруссии.
- Говоря о событиях, происходящих в этой стране, как Вы их прокомментируете?
Нил УШАКОВ: Белоруссия для своих соседей была всегда образцом, по меньшей мере, порядка и чистоты. Там никогда не было привычного для нас разрыва между нищими и супербогатыми. Экономика находится в непростом положении, но сохраняет свой немалый потенциал.
Белорусский народ только что показал всем Европам и Америкам пример, как надо протестовать и защищать свою свободу – показательно убирая за собой даже мусор после демонстраций. С такой базой Беларусь могла бы быть образцовым членом ЕС. Не менее успешным, чем, например, Польша или Португалия.
От членства Беларуси в ЕС выиграли бы все, и сама Белоруссия, и Европа. И, естественно, выиграла бы Латвия. Представьте себе все плюсы от того, что Латвия и Беларусь находятся в одном общем экономическом и политическом пространстве ЕС - без границ и прочих преград.
Сейчас это все только мечты. В эти дни мы должны продолжать молиться, чтобы в Белоруссии не пролилась ещё кровь и чтобы все перемены прошли мирно! Но перемены в Белоруссии будут, народ это только что всем показал! А, может быть, потом сбудутся и все мечты – о сильной и благополучной Европе, вместе с Белоруссией!
Андрей Антонов.