Комментируя это решение исполнительный директор Латвийской ассоциации издателей прессы Гунтарс Лицис заявил, что «складывается впечатление давления на демократию». Издатель Андрей Козлов (еженедельники «Вести», «Семь секретов», «Суббота») привел еще один довод – это разрушает целую отрасль латвийской экономики.
-Печать, доставка, торговля газетами и книгами – это целая отрасль, которая, давайте говорить честно, и так не жирует. А повышение НДС сразу в четыре раза будет иметь для нее самые разрушительные последствия. Давайте по пунктам:
1.В Латвии и так закрывается несколько киосков в месяц, потому что объем продаж не окупает их содержание. После повышения НДС на русскую прессу цены на издания неизбежно поднимутся, а вот объем продаж упадет – никто ведь не строит иллюзий по поводу покупательной способности нашего населения? Люди будут просто меньше покупать. Значит процесс сокращения торговых точек пойдет еще быстрее.
2.Сокращение продаж означает сокращение заказов в латвийских типографиях. А они и так, надо сказать, не то чтобы ими завалены. Не исключаю, что кому то придется или сокращать персонал, или вообще закрываться.
3.Увеличение цены подписки в наших условиях означает сокращение подписчиков. Это имеет прямое отношение к «Латвияс пастс», у которой сократится число абонентов. Здесь зависимость ровно та же: меньше абонентов – значит увеличиваются расходы на обслуживание оставшихся, и либо нужно увеличивать почте дотации из госбюджета, либо очередные увольнения персонала.
4.Русская пресса – как и латышская – является покупателем информации у латвийских новостных агентств, в первую очередь LETA. Это тоже помогает им содержать штат журналистов и фотографов. Проблемы у русской прессы означают сокращение подписчиков у новостных агентств – меньше денег, значит и им придется кого-то увольнять.
Все это в совокупности ведет к сокращению числа рабочих мест, снижению налоговых поступлений. Министр финансов подсчитал, что за счет повышенного НДС на русскую прессу он дополнительно получит в бюджет миллион евро. А интересно, кто-то подсчитал, сколько миллионов бюджет может лишиться в результате всего вышеперечисленного? Кто-то в правительстве вообще понимает, что любое решение о повышении налогов сразу тянет за собой целую цепочку последствий для любой отрасли, которой это касается.
Ну и последнее. Сегодня и многие латышские издательства имеют как латышские, так и русские СМИ. Это помогает им поддерживать конкурентоспособность на европейском рынке. Совершенно непонятно, зачем правительство бьет по их конкурентоспособности – результатом будет только расчистка рынка для глобальных игроков, которым ни местные типографии, ни местные рабочие места неинтересны. И налогоплательщики они те еще. Словом, экономической логики в решении поднять НДС на русскую прессу не вижу никакой. Тогда в чем она?