Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Сб, 31. Января Завтра: Tekla, Violeta
Доступность

«Пивная открывалка» в честь Великой Победы: в Польше не любят Россию, но всячески её копируют

Консервативные польские власти воспринимают установку памятников прежде всего как утверждение своей воли и унижение «безродных либералов». В этом они поразительно похожи на российские.

Война памятников или, как ее частный случай, война за памятники — то есть за право поставить в городском пространстве помпезные и бросающиеся в глаза монументы — явление, хорошо знакомое в современной российской действительности.

Сооружения вроде громадной скульптуры Михаила Калашникова на Садовом кольце или князя Владимира на Боровицкой площади — лишь одни из последних примеров появления в центре Москвы мемориальных объектов, главный смысл установки которых сводится, кажется, к демонстрации могущества инициаторов их установки.

Впрочем, борьба за право навязать свой монументальный вкус и утвердить свои представления о том, что и как следует поминать в прошлом своей страны и народа, происходит не только в России. Ситуация, когда власть провозглашает себя хранителем консервативных ценностей и «правильных» представлений о национальной истории и при этом считает угрозой любые покушения на предлагаемый консервативный канон со стороны разных общественных групп, может воспроизводиться в разных регионах Европы и мира. А значит, искушение «обезопасить» публичное пространство консервативным монументализмом может и будет возникать не только на одной седьмой части суши.

Возможно, наиболее наглядным примером является коллизия, разворачивающаяся сейчас в Польше — стране, консервативные власти которой постулируют свое настороженное отношение к России и едва ли стремятся быть на нее чем-то похожими. Однако есть закономерности, которые сохраняются вне зависимости симпатий или антипатий к отдельной стране. 

Выше дворца

Как обычно бывает в подобных случаях, поводом для возникновения коллизии стало приближение важной исторической даты. В 2020 году будет отмечаться столетие Чуда над Вислой — победы Войска польского под командованием Юзефа Пилсудского в битве под Варшавой и последующего полного разгрома Красной армии в Советско-польской войне. Событие, значение которого для истории Польши едва ли кто-то собирался оспаривать, тем не менее, послужило поводом для горячего противостояния. Предметом спора стал монумент, который предполагается возвести в память о Варшавской битве.

При этом спор о памятнике спустя сто лет после Варшавской битвы объясняется вовсе не тем, что польское общество разошлось в оценках этого события — при всех возможных тонких различиях в восприятии Чуда над Вислой левыми и правыми политическими силами, никто не отрицает, что именно это событие обеспечило независимость польского государства в последующие 20 лет. Это именно тот случай, когда стиль — и самого монумента, и способов, при помощи которых сторонники добиваются его утверждения, красноречиво говорит о действующей государственной власти.

Начало этой истории напоминало, скорее, комедию абсурда. Бывший деятель антикоммунистического движения оппозиционный сатирик и бард Ян Петшак, который теперь стал сторонником крайне консервативных взглядов и возглавляет организацию «Патриотическое общество», занимающуюся организацией различных театральных выступлений и концертов патриотического содержания, выступил с инициативой сбора денег на памятник столетию Варшавской битвы.

Вскоре появился и проект памятника, выполненный архитектором Марком Скшиньским. Согласно замыслу инициаторов проекта, в Варшаве предполагалось построить грандиозную триумфальную арку — в разных вариантах ее высота должна была составлять от 150 до 200 метров (что, разумеется, оставляло далеко позади 37-метровую триумфальную арку в Париже). Необходимость возведения строения такого масштаба объяснялась желанием превзойти высотой Дворец культуры и науки — высотное здание, построенное в Варшаве в 1950-е годы как «подарок» Советского Союза коммунистической Польше.

Эта высотка является предметом постоянного раздражения для многих сторонников право-консервативных взглядов, напоминая о социалистическом периоде истории Польши и зависимости от СССР. Поскольку появляющиеся время от времени идеи демонтировать дворец не рассматриваются городскими властями всерьез, здание, подаренное наследниками первых большевиков, предлагалось «смирить» появлением арки, знаменующей победу над большевиками и возносящейся своей вершиной выше шпиля дворца.

При этом сторонникам возведения арки приходилось учитывать немаловажное обстоятельство: городские власти Варшавы контролируются либеральной оппозицией, которая может оказаться достаточно скептично настроенной в отношении подобной монументальной гигантомании консерваторов. Для этого были определенные основания — в частности, городские власти долго пытались запретить установку памятника жертвам авиакатастрофы в Смоленске в 2010 году на площади Пилсудского в Варшаве, поскольку «Право и Справедливость» крайне политизировала память об этой трагедии.

В итоге площадь была изъята у городских властей и передана под прямое правительственное управление, после чего там появился памятник смоленским жертвам и отдельно — президенту Леху Качиньскому, погибшему в той же катастрофе. Теперь, однако, не надеясь на кооперацию с городскими властями и изъятие новой городской площади, инициаторы постройки гигантской арки выдвинули идею возвести ее прямо в русле Вислы.

Картинку со стоящей в реке аркой можно увидеть на странице «Патриотического общества». Судя по ней, авторов интересовала лишь величина сооружения и его патриотичность: на арке имеется белый орел и корона, она очень высокая — но, кажется, на этом достоинства сооружения заканчиваются.

Замок Гаргамеля и потомки большевиков

Какое-то время к идее 200-метровой арки посредине Вислы многие относились лишь как к не вполне серьезному замыслу, на который почему-то собирают деньги горячие энтузиасты. Все, впрочем, изменилось буквально несколько дней назад, когда премьер Польши Матеуш Моравецкий объявил, что поддерживает идею триумфальной арки, лично перечислил деньги на ее возведение и выразил уверенность, что в самое ближайшее время монумент будет построен.

После церемонии открытия памятника жертвам авиакатастрофы Ту-154 под Смоленском, Площадь Пилсудского, Варшава, 10 апреля 2018 года Фото: Kacper Pempel/Reuters
Для полного понимания ситуации стоит отметить, что заявление не было сделано официально.

Премьер объявил об этом, отвечая на вопросы граждан в фейсбуке — глава правительства пообещал, что будет регулярно проводить такие онлайн-встречи с избирателями — впрочем, они имеют еще меньшее отношение к реальной политике, чем «прямые линии» с президентом в России. Моравецкий отвечал на вопросы о любимой спортивной команде, планах на новогодние праздники, однако неожиданно твердо заявил, что хочет видеть в Варшаве триумфальную арку. Причем, если учесть, что он сдавал деньги именно «Патриотическому обществу», то, вероятно, он не имеет ничего против 200-метровой арки с орлом и короной в речных водах.

Объявление немедленно вызвало полярные оценки. В комментарии польскому изданию «Ньюсуик» польский архитектурный критик Гжегож Пёнтек сравнил арку с замком Гаргамеля из мультсериала «Смурфики». Представляющий оппозицию маршал польского сената назвал проект пивной открывалкой. Разумеется, не остались в стороне и сторонники «Права и Справедливости». Представляющий партию в польском Сейме депутат Казимеж Смолиньский, который ведет в социальных сетях активную борьбу с либеральной угрозой, прямо объявил в собственном твиттере, что левые и либералы не поддерживают этот проект, поскольку проиграли в Варшавской битве.

Наши деды — славные победы

Любые разъяснения, что никто не ставит под сомнение необходимость почтить разгром большевиков под Варшавой, вопрос вызывает лишь анахроничность формы триумфальной арки для XXI века и безвкусица предлагаемого воплощения этой идеи, защитников арки не интересуют. Не столь существенным оказывается для них и то, что оппозиционная варшавская мэрия проводит конкурс на лучший памятник Варшавской битвы и включила в жюри, помимо профессиональных художников и критиков, представителей всех партий.

Для них важно, чтобы память о Великой Победе — так в польском национальном мифе воспринимается поражение Красной армии у варшавских предместий — была воплощена как можно более помпезно и желательно без всяких «либеральных» влияний на эстетику сооружения. Поскольку

либералы в дискурсе современных консерваторов в Польше воспринимаются такой же внешней угрозой национальному самосохранению, как и большевики 100 лет назад.

То, что в результате получается громадная пивная открывалка с орлом и короной, возможно, лишь подтверждает торжество консервативных ценностей и победу не над внешним врагом, но над внутренними оппонентами.

Возможно, итоговый вариант памятника окажется не столь чудовищным, как это выглядит на картинках «Патриотического общества». Замминистра культуры Ярослав Селлин в радиоинтервью уже сообщил о вероятном компромиссе с городскими властями — тем не менее, он по-прежнему настаивал на том, чтобы памятник выполнили в форме триумфальной арки — возможно, не столь большой.

Из других его слов понятно, как вероятнее всего будет праздноваться годовщина битвы — в частности, господин Селлин заявил, что победа в ней была «спасением всей западной цивилизации от тотального варварства». Очевидно, что заявления о победе над варварской ордой с востока вряд ли будут поняты в Москве как относящиеся исключительно к событиям столетней давности. Не исключено, что в следующем году нас ждут разные заявления со стороны российского МИДа и по поводу памятника, и по поводу значения самой даты.

Что ж, это еще один повод поразмышлять, как со стороны может выглядеть любой миф о Великой Победе и его «упаковывание» в помпезные консервативные формы. А чьи это победы и над кем — это лишь вопрос случая.

Станислав Кувалдин. Сноб.ру

 

7 реакций
7 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

«Зеленскому придётся принять это ужасное решение»: Карлис Буковскис

Шансы на возвращение оккупированных украинских территорий становятся все меньше, отмечает директор Латвийского института внешней политики Карлис Буковскис.

Шансы на возвращение оккупированных украинских территорий становятся все меньше, отмечает директор Латвийского института внешней политики Карлис Буковскис.

Читать
Загрузка

Мэр Огре обвинил Panorāma в политической пропаганде

Председатель Огрской краевой думы Egils Helmanis выступил с резкой критикой в адрес новостной службы Panorāma Латвийского телевидения. Поводом стало освещение заседания Огрской думы, фрагменты которого, по словам политика, были показаны в ускоренном режиме, что, по его утверждению, исказило происходящее.

Председатель Огрской краевой думы Egils Helmanis выступил с резкой критикой в адрес новостной службы Panorāma Латвийского телевидения. Поводом стало освещение заседания Огрской думы, фрагменты которого, по словам политика, были показаны в ускоренном режиме, что, по его утверждению, исказило происходящее.

Читать

Дом после взрыва в Риге признан восстановимым

Жилой дом на Бауской улице в Риге, пострадавший в результате взрыва, технически подлежит восстановлению. Такой вывод сделан на основании заключения сертифицированного строительного эксперта, сообщили в самоуправлении. Муниципалитет пообещал поддержать владельцев квартир — как организационно, так и финансово.

Жилой дом на Бауской улице в Риге, пострадавший в результате взрыва, технически подлежит восстановлению. Такой вывод сделан на основании заключения сертифицированного строительного эксперта, сообщили в самоуправлении. Муниципалитет пообещал поддержать владельцев квартир — как организационно, так и финансово.

Читать

Вес возвращается быстрее, чем уходит: у популярных уколов для похудения нашли неприятный эффект

Препараты для быстрого похудения обещают впечатляющий результат. Килограммы уходят, показатели улучшаются, мотивация растёт. Но есть деталь, о которой говорят реже.

Препараты для быстрого похудения обещают впечатляющий результат. Килограммы уходят, показатели улучшаются, мотивация растёт. Но есть деталь, о которой говорят реже.

Читать

«Это уже неонацизм»: Москва ответила на призыв Латвии не общаться с российскими олимпийцами

В Москве резко отреагировали на рекомендации Олимпийский комитет Латвии, призвавшего латвийских спортсменов избегать общения и совместных фотографий с атлетами из России и Белоруссии на международных соревнованиях.

В Москве резко отреагировали на рекомендации Олимпийский комитет Латвии, призвавшего латвийских спортсменов избегать общения и совместных фотографий с атлетами из России и Белоруссии на международных соревнованиях.

Читать

«Я хотел просто посмотреть»: как Дмитрий потерял 40 000 евро из любопытства

Ежедневно жители Латвии становятся жертвами мошенников, лишь за прошлый год, по данным четырех крупнейших банков, они выманили у честных граждан более 12 миллионов евро. Казалось бы, уж сколько раз твердили миру: не отвечайте на сомнительные звонки, не нажимайте на ссылки в письма, не давайте чужим людям доступ к своим устройствам и банковским счетам. Но на деле все гораздо сложней, и жертва мошенников часто оказывается в такой паутине из схем и обмана, что жизнь превращается в настоящий психологический триллер. Наш читатель Дмитрий рассказывает, как сыграл с жуликами в "наперстки"... и проиграл!

Ежедневно жители Латвии становятся жертвами мошенников, лишь за прошлый год, по данным четырех крупнейших банков, они выманили у честных граждан более 12 миллионов евро. Казалось бы, уж сколько раз твердили миру: не отвечайте на сомнительные звонки, не нажимайте на ссылки в письма, не давайте чужим людям доступ к своим устройствам и банковским счетам. Но на деле все гораздо сложней, и жертва мошенников часто оказывается в такой паутине из схем и обмана, что жизнь превращается в настоящий психологический триллер. Наш читатель Дмитрий рассказывает, как сыграл с жуликами в "наперстки"... и проиграл!

Читать

Почти 5 тысяч евро на человека: латвийским чиновникам выплатили премии

В прошлом году государственные учреждения Латвии выплатили сотрудникам министерств премии по итогам оценки работы - общая сумма составила 4 177 556 евро. Это может стать последним годом, когда премирование проводится по нынешней системе: планируют перейти к новой модели мотивации, ориентированной на конкретные результаты и экономию бюджета, сообщает rus.lsm.lv со ссылкой на LTV.

В прошлом году государственные учреждения Латвии выплатили сотрудникам министерств премии по итогам оценки работы - общая сумма составила 4 177 556 евро. Это может стать последним годом, когда премирование проводится по нынешней системе: планируют перейти к новой модели мотивации, ориентированной на конкретные результаты и экономию бюджета, сообщает rus.lsm.lv со ссылкой на LTV.

Читать