Один из четких барометров состояния экологии – пчелы. По словам руководителей Общества пчеловодов, в последние годы пчел в стране гибнет все больше. Среди причин – применение пестицидов.
Самый громкий скандал вспыхнул несколько лет назад под Ауце – из-за обработки рапсовых полей химией была зафиксирована массовая гибель пчел. Инспекторы Государственной службы защиты среды констатировали, что поля обрабатывались запрещенными препаратами, к тому же в неразрешенное время.
По закону это можно делать только с 22 часов до 5 утра, когда пчелы находятся в ульях.
И вот недавно – новая массовая гибель пчел. Об этом в социальной сети написал пчеловод из Лимбажского края Игнат ЗАРИНЬШ.
В качестве доказательств он выставил видео о том, что стало с его подопечными. Пчеловод не сомневается, что виной всему - рапсовое поле, которое опрыскивали днем. Почему днем, а не ночью? «Саймниексам» выгоднее, ведь за ночную работу они должны платить работникам больше. Однако, прибыв на место, Государственная служба защиты растений не обнаружила погибших пчел. Поле же, по данным чиновников, опрыскивалось фунгицидами, использование которых разрешено и днем. (Фунгициды – это пестициды, использующиеся против грибковых заболеваний.)
«Если пестициды использовать правильно, то они пчелам вреда не наносят», – уверяют чиновники. Им вторят и руководители Крестьянского сейма – организации, защищающей интересы крупных землевладельцев (им принадлежат огромные угодья рапса, пшеницы). Иное мнение у пчеловодов и экологов.
А пчёлы уже погибли…
- По традиции, инспекторы к месту происшествия приезжают не раньше следующего дня, - объясняет представитель Общества пчеловодов Виестурс БЛУСБАРДИС. - Да и то это в лучшем случае. А гибнущих пчел можно увидеть только в течение двух-трех часов после опрыскивания…
По словам пчеловода, ему и коллегам отчетливо видно, как в погоне за высокими урожаями в Латвии все активнее применяют пестициды. Это же признают и в Государственной службе защиты растений (VAAD). Правда, с оговоркой.
- Объем использования пестицидов в Латвии в последние годы немного вырос, так как мы осваиваем большие площади сельхозугодий, - констатирует сотрудник службы Анитра ЛЕСТЛАНДЕ.
По данным VAAD, если в 2012 году на один используемый в сельском хозяйстве гектар земли было продано 0,7 килограмма пестицидов, то в 2017-м – 0,77 килограмма. А в 2018-м в Латвии было продано больше пестицидов, чем в Литве и Эстонии. Хотя сельхозугодий в той же Литве в разы больше, чем у нас...
Не фотографируйтесь в рапсе!
Пестициды опасны не только для пчел, но и для людей. Латвийский фонд природы уже третий год распространяет в соцсетях призыв не фотографироваться среди растущего рапса. И предупреждает: «Рапс сейчас активно опрыскивается фунгицидами, которые вредят пчелам и могут вызывать аллергические реакции и воспаления у людей».
Если верить официальной статистике, то пестицидов у нас применяют значительно меньше, чем в Западной Европе. Например, втрое меньше, чем в Бельгии, Голландии. По объективным причинам: в более холодном климате меньше вредителей. Однако глава Латвийской ассоциации биологических хозяйств Густавс НОРКАКЛИС считает, что официальные данные вводят нас в заблуждение.
Догнать и перегнать ГОЛЛАНДИЮ
- В Голландии значительно больше обрабатываемой земли, чем в Латвии. У нас очень много пустующих угодий, - рассказывает он. – И когда подсчитывают применение пестицидов по стране, пустующую землю тоже учитывают: мол, это биологические хозяйства. Поэтому если взять все обрабатываемые у нас гектары, то пестицидов будет не меньше, чем в Голландии. По одной и той же технологии выращиваем все - от моркови до фруктов…
А во многих областях, по словам эксперта, по использованию химии мы уже переплюнули Западную Европу.
- Больше всего у нас выращивают пшеницы, следом - рапс. Считается, что и там, и там активнее всего применяются пестициды, - продолжает специалист. – Так вот, для того чтобы озимая пшеница не росла так высоко, в последние годы у нас стали применять в пять раз больше пестицидов, чем прежде. Все больше сейчас на крупных угодьях ячменя, бобовых, гороха… И там химии немыслимо много…
Одна из причин, по мнению г-на Норкаклиса, - слабый контроль:
- Министерство земледелия любит публиковать данные о количестве проверок в хозяйствах – более 1 800 в год. Но хозяйств, где используют в Латвии пестициды, десятки тысяч. А проверяют их по закону раз в три-пять лет! Биологические же хозяйства проверяют как минимум раз в год. Я писал в министерство, чтобы и остальные хозяйства проверяли так же. Ничего не поменялось…
Ни знаний, ни урожая
Другая проблема: тем, кто работает на селе, не хватает знаний. «Земниеки» уверены, что пестициды решают все проблемы.
- На самом деле они не уничтожают сорняки, а лишь замедляют их рост, - продолжает собеседник. - Я когда взял свое хозяйство, которое сделал биологическим, пять лет воевал, чтобы обуздать сорняки. «Спасибо» предыдущим хозяевам, использовавшим химию. Но крестьянам об этом не рассказывают, когда продают пестициды…
Не менее важная проблема – что выращивает Латвия.
- В сельском хозяйстве – никакой стратегии, - говорит Густавс Норкаклис. – У нас выращивают пшеницы в пять раз больше, чем стране необходимо. А, к примеру, местных овощей и фруктов в торговых сетях мало. В основном – импорт... Только на 50% обеспечиваем себя свининой. Мне скажут, что это рынок. Каждый выращивает то, что ему выгодно. Но ведь государство предоставляет крестьянам миллионные дотации, а во время коронавируса – еще более значительные суммы. Деньги из наших с вами налогов. Однако мы не можем купить многие латвийские продукты ввиду их отсутствия…
мотайте на ус!
Два года назад страны ЕС решили полностью запретить использовать на полях вредные для пчел неоникотиноидные препараты, признав, что эти средства по защите растений уничтожают пчел и других опылителей.
Новостной архив свидетельствует, что подготовленная Министерством земледелия ЛР позиция первоначально предусматривала не поддерживать ограничения - вопреки позиции Латвийского фонда природы и Латвийского общества пчеловодов...
Прямая речь
Руководитель совета Латвийского фонда природы, пчеловод Андрис БРИЕДИС:
За последние 10 лет смертность пчел выросла, и мы не можем сказать, что пестициды абсолютно невиновны…
Илья ДИМЕНШТЕЙН