Речь, в первую очередь, идет о российских политических эмигрантах. Как именно Россия использует Интерпол в своих целях, рассказал Латвийскому радио-4 один из авторов доклада Дмитрий Саввин:
«Принцип очень простой: сама система Интерпола, фактически, не имеет никакого контроля. В этом случае, конечно, Интерпол не может отслеживать, по каким причинам в отношении тех или иных людей подаются соответствующие запросы. Запросы есть двух категорий: красного уровня, которые проходят пусть формальную, но все-таки проверку в штаб-квартире Интерпола, и есть так называемые «желтые». Это категория запросов на розыск. Она в принципе не проходит никакой проверки, одно национальное бюро Интерпола отсылает ее другим национальным бюро. Мы уже давно столкнулись с этой практикой: политических беженцев из Российской Федерации объявляют таким образом в розыск, и, фактически, для них зоной риска становится любая проверка документов, любая граница, в том числе внутри шенгенской зоны. Людей задерживают иногда на несколько часов, иногда на неделю-две. Бывали случаи, что и более месяца. Помимо содержания, естественно, сказывается на статусе, на невозможности посещать те или иные страны, на возможности вести экономические отношения. В частности, благодаря подобного рода запросам банки, например, которые получают информацию, что такой страшный преступник есть, отказываются открывать счета, это сказывается на ведении бизнеса. По сути дела, полицейские органы в странах Евросоюза превращаются таким образом в инструмент продолжения политических репрессий».
По мнению авторов доклада, политический режим современной России является прямым продолжением советской системы.
«Мне кажется, очень важно людям не забывать о том, что это процесс, который начался не с Путина и не с Горбачева, а еще с большевиков, которые объявили мировую революцию и хотели все страны мира сделать коммунистическими. Когда у них это не получилось, пришлось объявить всем войну, а себя объявить в осаждённом лагере. Они себя мыслят продолжателями этой идеи...», — считает Павел Ивлев, бывший юрист нефтяной компании ЮКОС, ныне проживающий в США.
Для некоторых людей, покинувших Россию, Латвия является образцом демократии. Так, ныне житель Вентспилса Сергей, имеющий статус политического беженца, отмечает, что Латвия — это государство, где можно успешно развивать научную деятельность:
«Уехали мы, когда решили заняться здесь производственной деятельностью, создать здесь научно-производственное предприятие и войти в развитие космического кластера, который был в Латвии. Мы уехали, потому что не видели для себя перспектив в России... Латвия, с нашей точки зрения, лучшая страна для россиян, которые выбирают свободу, а не возрождение коммунизма».
Чтобы в будущем незаконному преследованию со стороны России не подверглись жители Евросоюза, авторы доклада предлагают разработать соответствующие поправки к закону. В связи с этим депутатская группа по поддержке российского гражданского общества планирует обратиться к ответственным парламентским комиссиям.