Правительство Ингриды Шимоните не понимает, как свести концы с концами. Планируемый дефицит бюджета Литвы в следующем году составит 2,9% от ВВП. И чтобы залатать эту дыру на ура принимаются любые новые налоги. В том числе и на дождь.
В чем же суть нововведения? С 1 января 2024 года его будут платить все, кто использует природные ресурсы (поверхностные воды), потребляя 100 и более кубометров воды в сутки из одного поверхностного водного объекта. Сумма налога — 0,003 евро за каждый кубометр воды.
Поверхностные водоемы — это озера, водохранилища, пруды и болота. 100 и более кубометров в сутки используют обычно гидроэлектростанции, через которые проходит значительные массы воды. А причем тут дождь? Он увеличивает количество воды, благодаря чему ГЭС могут вырабатывать больше электричества.
Те, кто пользуются поверхностными водоемами меньше 100 кубов в сутки, тоже не оставлены в покое. Их пока решили просто посчитать — так, на всякий случай. Согласно поправкам к законам о воде и налогах на государственные природные ресурсы, все пользователи поверхностных вод, добывающие из одного водного объекта 10 и более кубометров воды в сутки, обязаны зарегистрироваться. И не только зарегистрироваться, но и осуществлять учет использования поверхностных и подземных вод за счет собственных средств. Короче говоря, они обязаны поставить счетчики, которые будут регулярно проверяться.
По мнению правительства, налогообложение использования поверхностных вод будет стимулировать устойчивое использование воды или заставит искать другие более экономически выгодные решения, например, сократить количество используемой воды, заменить использование поверхностных вод во время засух на ресурсы подземных вод или собранную заранее дождевую воду.
В этой связи оппозиционный депутат Валюс Ажуолас обратился к премьер-министру: «Следуя логике, согласно которой гидроэлектростанции должны платить за воду, когда вы обещаете принять ветровой налог для ветряных электростанций? Ведь чем больше ветра, тем больше электроэнергии будут производить ветряки». Но Шимоните, не уловив иронии, ответила всерьез, что такого пока не планируется.