Директор Департамента социального страхования Министерства благосостояния Сандра Стабиня в интервью телеканалу TV3 заявила, что остаток средств в специальном государственном пенсионном бюджете на данный момент составляет 1,3 миллиарда евро. По ее словам, в результате экономического кризиса 2009 года накопленный на тот момент резерв специального бюджета государственного социального страхования сократился на 80%, или на 1 087 млн евро, несмотря на дополнительные меры по сокращению расходов и увеличению доходов, принятые в то время.
«Поэтому важно, чтобы при введении мер, связанных с увеличением расходов специального бюджета государственного социального страхования или снижением ставки обязательных взносов государственного социального страхования, одновременно принимались компенсационные меры по обеспечению фискально нейтрального влияния на специальный бюджет государственного социального страхования», — поясняет представитель Минблага.
Чтобы уменьшить ожидаемые риски, связанные со старением населения, с 2014 года пенсионный возраст в Латвии постепенно повышается – на три месяца каждый год. Пока планируется, что повышение пенсионного возраста остановится в 2025 году, когда он достигнет 65 лет.
Стабиня объясняет, что с тех пор, как пенсионный возраст постепенно повышался, число получателей пенсии по старости с каждым годом уменьшалось. Сравнивая данные Государственного агентства социального страхования, количество получателей пенсий по старости в ноябре 2022 года по сравнению с ноябрем 2013 года уменьшилось на 8%.
Таким образом, снижена как нагрузка на пенсионную систему (число пенсионеров по сравнению с количеством обязательных взносов на государственное социальное страхование), так и ежегодное финансирование, необходимое в специальном государственном пенсионном бюджете для обеспечения стоимости пенсий по старости.
На вопрос, не считает ли Минблаг, на фоне мирового экономического кризиса, необходимым дальнейшее повышение пенсионного возраста даже после 2025 года, Стабиня отвечает: «В настоящее время повышение пенсионного возраста не планируется».
И хоть дальнейшее повышение пенсионного возраста и не планируется, но, уже понятно, что это не обязательно означает, что у латвийской пенсионной системы нет своих проблем. Стабиня объясняет, что обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы не всегда обеспечивает ее социальную устойчивость, что в настоящее время является главной задачей латвийской пенсионной системы. Размер пенсий и их замещение (достаточность) как в настоящее время, так и в долгосрочных прогнозах отстает от среднего показателя Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и стран Евросоюза. И Европейская комиссия, и ОЭСР неоднократно указывают в своих отчетах на проблему низкой обеспеченности пенсиями и возможные последствия этого.
"Чтобы решить проблему низкого уровня замещения сегодня и особенно в будущем, необходимо разработать решение по введению базовой пенсии - как дополнительной пенсии для всех получателей пенсий по старости. Размер базовой пенсии может зависеть от страхового стажа лица и должен выплачиваться из средств государственного основного бюджета», — предлагает Стабиня.
Следует отметить, что летом этого года бывший министр благосостояния Гатис Эглитис пояснил изданию «Neatkarīgā», что социальная сфера требуют дополнительно более 150 миллионов евро в следующем году. И большая часть этих средств нужна именно на базовые пенсии, которые планируется выплачивать за счет средств государственного основного бюджета на дополнительные взносы государственного социального страхования к начисленной пенсии по старости.
На эти цели Минблаг надеется выделить более 50 млн евро из дополнительного бюджета. Следует отметить, что базовые пенсии должны были быть введены в следующем году. Однако будут ли деньги на такой приоритет в госбюджете-2023 — сложный вопрос, который сейчас находится в руках нового правительства.