-Вторжение русских в Украину вызвало такую неприязнь к России, что в стране снесли памятник оккупантам, переименовывают улицы, убрали памятник Пушкину, а с перил Каменного моста сняли символы Советского Союза - серп и молот. Поддерживаете ли вы такие действия? Нет ли здесь перебора - возможно, не все коммунистические и русские памятники и не все названия улиц должны быть убраны?
-Нет ничего нового под солнцем. Когда большевики победили в Петербурге, они снесли памятники и статуи, посвященные царям. Когда большевики оккупировали Латвию, уничтожение символов свободной Латвии началось уже в 1940-1941 годах и продолжилось после Второй мировой войны. Не спрашивая ничего у коренного населения Латвии, но пользуясь своим властным положением, их приспешники спроектировали, построили и установили десятки и сотни скульптур, мемориалов и памятников, в той или иной степени прославляющих оккупационный режим. Использование механизмов власти для воздействия на общественное сознание всегда было инструментом лиц, принимающих политические решения, и оно никогда не было в согласии с большинством общества. Использование этого инструмента напоминает обезьяну с ножом, которая, попав в музей, может разрезать самую дорогую картину, а может забыть про нож и покачаться на люстре, показывая всем то, что лучше всего видно снизу.
-В Риге есть здания, которые не очень хорошо "вписываются" в архитектурный облик города - например, Бастион Триангула. Долго ли просуществуют такие "инородные объекты"?
-Многое определяется потребностью в земле под этими зданиями, кое-что - ценностью наследия (если таковое существует, а "ценность" зависит от конъюнктуры), многое - архитектурным качеством, но долговечность - понятие относительное, поскольку на современные здания строители дают гарантию на два года, до тех пор, пока заказчик сам не возьмет на себя ответственность за сохранность здания. А вот на египетские пирамиды гарантия "чуть дольше". Итак, технические параметры и качество конструкции определяют одну часть срока службы, а культовая ценность (если таковая имеется) здания - другую.
-В Германии есть города, где во время Второй мировой войны исторические центры были превращены в руины, стерты с лица земли. Но после войны сохранившиеся фотографии, карты и проекты были изъяты, и все было восстановлено в точности так, как было. По одному зданию не скажешь, сколько ему лет - 160 или 60. Может быть, Риге следовало бы поступить так же и восстановить не только Дом Черноголовых, но и всю Ратушную площадь в том виде, в каком она была до войны? Но тогда пришлось бы снести Музей оккупации...
-С одной стороны, этика реставрации регулируется международными соглашениями, такими как Венецианская хартия, документы ЮНЕСКО и т.д. Но восстановление Варшавы, строительство Гданьска из руин, реставрация королевского дворца на старом фундаменте в Вильнюсе, восстановление бывшего прусского королевского дворца в Берлине как центра науки и культуры - Гaумбольдтовского форума - показывают, что у каждой страны есть свои мотивы, аргументы, чувство среды и культурного наследия, которые побуждают к сохранению или восстановлению ее аутентичности. Книга "Reconstructed History - Реконструкция истории" говорит нам о том, что только сам народ имеет право принимать решение о существовании, восстановлении, реконструкции своих утраченных символов в виде реплики, и только ценности народа, нации является той мерой, которая мотивирует воскрешение символа из пыли. Другие народы не имеют права возражать против этой мотивации, а международные соглашения не могут ничего сказать против исключительных случаев.
-Напротив Центрального вокзала на улице Марияс раньше был пустой угол, но теперь там построены новые здания из стекла и бетона. Не является ли это поводом для беспокойства, что в будущем будет застроено еще больше пустующих площадей, чтобы "залечить раны Второй мировой войны"?
-Современный бизнес и стремление к прибыли, осознающие ценность коммерческих площадей на маршрутах с интенсивным движением людей, отличаются, особенно в Латвии, созданием низкокачественных зданий. Это касается и строительства железнодорожного вокзала, и здания "Стокманна", и упомянутой вами новостройки - зданий с грубой эстетикой и некачественных, невыразительных построек. Это неизбежное явление в слаборазвитых странах, где только "культура купли-продажи" является основной мотивацией для частных заказов. При государственных закупках - после появления возможности привлечения средств ЕС - качество выше, а эстетическая, культовая ценность архитектуры гораздо выше.